Главная | Семинары (1-12) | Участники | О музее | Контакты и ссылки |
| 1-5 | 6-10 | 11-12 | |
Семинар № 2, части: | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Уникальные памятники природы и проблемы создания Красной книги природных объектов Тверской области | 13.12.2000 г. |
1 | Суворов В.И. Вступительное слово | |
2 | Тарантов А.С. Изучение и охрана особо ценных геологических памятников природы Тверской области | |
3 | Воробьев В.М. Преемственность в географии культуры Тверской земли | |
4 | Земляная В.В. Старицкие каменоломни как уникальный памятник истории и природопользования | |
5 | Маринина Е.О., Васильев П.В. Проблемы использования Старицких каменоломен | |
В обсуждении приняли участие: пред. правл. ТО ВООП Т.А. Балицкая, проф. Н.П. Бакуров, к.т.н. Р.А. Крупнов, асс. В.В. Кузовлев, к.т.н. В.В. Панов, к.г-м.н. М.В. Попов, д.г-м.н. В.Я. Соколов, д.т.н. В.И. Суворов, к.г-м.н. А.С. Тарантов, к.г.н. О.А. Тихомиров, д.т.н. А.П. Тищенко, ст. преп. Г.М. Ходяков. |
В. М. Воробьев, к. ист. н., зав. каф. Института повышения квалификации учителей
Одной из высших культурных ценностей является возможность взаимообмена элементами культуры на этническом, субэтническом, локальном и личностном уровнях. Разнообразие природы и специфика исторического процесса определяют в каждом случае степень интенсивности такого взаимного общения.
Контакты между двумя общностями реализовывались в полосе их взаимообщения через определенные природные мосты. Ими служили берега и течения рек, а также сухопутные переходы между речными бассейнами. Речная модель освоения земной суши была наиболее древней и универсальной. Именно она позволила сложиться повсюду традиционным культурам, а затем помогала находить общий язык народам на государственной стадии развития общества.
Природной границей высшего порядка между этническими ареалами являются полосы континентальных водоразделов. В Европе эта полоса протянулась по высшим точкам континента от мыса Гибралтар до Северного Урала. Около тысячи переходов связывают южный и северный склоны Европы. Глубина хронологической шкалы, на которую нанизаны здесь процессы и события, достигает тысячи лет.
Эти территории могут и должны стать эталонными научными полигонами, где в полной мере возможно применение метода комплексного источниковедения.
Один из участков полосы Главного европейского водораздела проходит по Валдайской возвышенности, на которой берут начало несколько великих рек Русской равнины: Волга, Днепр (южный склон), Западная Двина и реки системы Невы (северный склон). Здесь лежат несколько десятков важных переходов-волоков, которые использовались людьми эпохи мезолита вплоть до формирования современной системы коммуникаций.
В первобытности и средневековье по этим переходам шло оживленное движение, а в непосредственной близости от них формировались первичные очаги оседания населения. При господстве присваивающего хозяйства предпочтение отдавалось берегам озёр, со становлением скотоводства – берегам рек и озёр с хорошими травостоями, а славянское земледельческое освоение Валдайской возвышенности обозначило новый мотив в выборе места оседания – бонитет почв.
Формирование государственной территории Древней Руси, ее внутреннего административного деления, приходской системы и частновладельческих отношений упорядочило, но и усложнило механизмы взаимодействия человеческих коллективов в полосах их традиционного соприкосновения. Близ основных переходов выросли крупные сельские и городские поселения, основаны монастыри, выстроены православные храмы. Развитие народной культуры привело к складыванию здесь местных центров ремёсел, торговли, художественных промыслов, традиций устного творчества. В XVIII–XIX вв. возникли и обустроены сотни дворянских усадеб.
Попробуем мысленно пройти вдоль полосы водораздела на Тверском Валдае с юго-запада на северо-восток. Фактами культуры будем считать археологические древности, данные топонимики, административные и духовные центры, усадьбы, места рождения и деятельности незаурядных людей. Учитывая значительную протяженность полосы континентального водораздела на Валдае (около 700 км) и насыщенность этой территории в культурно-историческом отношении, покажем закономерности организации культурного пространства на типических примерах. Первым значимым переходом между бассейнами Волги (южный склон Европы) и Западной Двины (северный склон) можно считать волок между верховьями Осуги и Берёзы. Это прямой путь с запада на Волгу под г. Зубцов, а в обратном направлении – на Западную Двину через течение Межи, её основного притока в верховьях. Кстати, древнефинский гидроним Осуга (йиссу «устье») и балтский гидроним Межа (мяжс «лес») являются языковым свидетельством этнической пограничности этой территории Археологи считают, что путь вниз по Осуге в раннем средневековье был одним из важнейших, по которым кривичи продвинулись в Ржевское Поволжье из Верхнего Подвинья. На это указывают многочисленные силища и курганные могильники X–XII вв. в среднем течении Осуги. Непосредственно на холме, с которого стекают реки по двум континентальным склонам, расположено старинное с. Завидово, где находилась Крестовоздвиженская церковь.
Далее полоса водораздела отклоняется на запад, и волжский бассейн представлен на переходах притоками Сишки, а двинский – все той же Березой. У пос. Оленино полосу водораздела пересекает старинный Бельский тракт, в средневековье связывавший смоленские земли с новгородскими и тверскими. И позднее именно здесь проходила граница Смоленской и Тверской губерний. Кроме того, как раз вдоль полосы водораздела проложена в этой местности железная дорога Москва – Рига. На волжской стороне в 5 км к северу стоит с. Бобровка с каменной Успенской церковью (1802). Здесь Андрей Белый написал известный роман «Серебряный голубь». На двинской стороне буквально на самом водоразделе стоит старинный погост Спас-Береза с каменной церковью Преображения Господня (1808). По другую сторону тракта, в 2 км от него, лежит с. Татево с каменной Троицкой церковью (1748); была здесь и деревянная Иоанно-Предтеченская церковь (1714). В этом селе местный помещик С.А. Рачинский, покинув столичную профессорскую кафедру, организовал знаменитейшую сельскую школу, известную не только в России, но и во всей Европе. О ней известно по книгам самого С.А. Рачинского, живописным полотнам его воспитанника Н.П. Богданова-Бельского, письмам В.В. Розанова и т. д.
В нескольких километрах другой важный переход-волок: на этот раз между истоками Сишки и правобережьем Березы. Вниз по Сишке водная дорога приводила в Ржевское Поволжье. На этой небольшой реке расположены 7 сел – центров сельских приходов, в устье ее стоял древний пограничный город Сишка, остатки которого сохранились в виде могучего городища. Здесь же – могила героя Отечественной войны 1812 г. генерала А.Н. Сеславина, владевшего имением Есемово. А в нескольких десятках метров от нее – братская могила солдат и офицеров Отечественной войны 1941–1945 гг. Известным «дворянским гнездом» была расположенная на правом берегу Сишки усадьба графа А.А. Игнатьева, военного дипломата, автора известных мемуаров «Пятьдесят лет в строю». На двинской стороне волока стоит погост Рогалево, где в 1888 г. построена деревянная Никольская церковь, а на левом берегу Березы находится небольшая одноименная деревенька, в прошлом погост, где в 183б г. в семье дьякона Вознесенской церкви Дмитрия Касаткина родился сын Иван, прославленный впоследствии Русской Православной Церковью как равноапостольный Николай, архиепископ Японский.
Далее к северо-западу система Березы соприкасается с бассейном другого волжского притока – Тудовки. На волжской стороне под склоном водораздельного плато существовал древнерусский город Созон (ныне деревня Сазоново). Селище площадью до 2 га, с мощным культурным слоем, содержащим керамику XI–XVII вв., а также группы сопок и курганов рядом с ним указывают на значительную освоенность этого перехода в древнерусское время. В петровскую эпоху, с прокладкой стратегического Торопецкого тракта, поселение было перенесено на него, заняв вершину гряды и получив именование Холмец. В 1890 г. в селе освящена каменная Знаменская церковь. В 1941 г. здесь проходили ожесточеннейшие оборонительные бои. Природный рубеж стал рубежом защиты Родины. Через переход у Холмеца двинские земли были связаны со средним и нижним течением Тудовки, хорошо освоенным еще с первобытности. Здесь найдены поселения и кремнеобрабатывающие мастерские мезолита и неолита, средневековые селища и курганные могильники. Само село Молодой Туд было центром обширнейшей вотчины графа Б.П. Шереметева. На двинской стороне здесь расходятся две водные дороги: одна идет в Березу, а другая – непосредственно в Межу. На этом перекрёстке стоит село Знаменское, с деревянной Знаменской церковью (1857).
Далее к северо-западу полоса водораздела входит в пределы Центрально-лесного биосферного государственного заповедника, единственного нетронутого природного ландшафта на Северо-Западе Европейской части России. Значимость этой земли истоков, ее уникальность настолько явны, что даже советские хозяйственные проекты пощадили основную часть заповедника. Здесь, в центре летописного Оковского леса (до самого села Оковцы с его знаменитым святым источником отсюда напрямую немногим более 20 км), берут начало десятки водотоков, идущих в Волгу и Западную Двину. Само название Оковский лес является совместным словотворчеством балтов, финнов и славян и означает «лес рек». Примечательно, что благоговейное отношение к этим местам было и в глубокой древности: археологи не обнаружили в самых верховьях Тудовки, Жукопы и Межи ни одного поселения или могильника. Самые ближние из них отстоят здесь от полосы водораздела на 20-30 км. Люди переходили с реки на реку по этим природным мостам, но не нарушали природный баланс на самих истоках.
И все же одна из дорог в этих местах была торной. Это переход между волжским притоком Жукопой и притоком Межи Дремовлей – наиболее удобная водная магистраль, соединяющая Волгу и Межу. На волжской стороне административным и духовным центром стал погост Жукопа, где в 1880 г. освящена каменная Богоявленская церковь. На самой вершине водораздельной гряды с XVIII в. известен монастырь – пустынь Пустоподлесье. В 1802 г. здесь освящена каменная Никольская церковь, а в 1813 г. каменная Покровская церковь, к сожалению, не сохранившиеся. На двинской стороне близ истоков Дремовли в селе Белейка в 1779 г. освящена деревянная церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия». Таким образом, и эти заповедные места не оставались без духовного окормления Православной церкви.
Огибая верховья крупного двинского притока Велесы, полоса водораздела резко поворачивает на север и достигает важного перехода-волока между системой Жукопы, с одной стороны, и левобережьем Западной Двины и низовьями ее притока Нетесьмы, с другой, входя в Озерный край. Первое крупное озеро здесь – Охват (из финского охт + вад, что означает «озеро на лесном волоке»), русловое на Западной Двине. Его берега были густо заселены в каменном и бронзовом веках, не были оставлены и позднее – в раннем железном веке и средневековье. Археологическими разведками ТвГУ здесь выявлено 138 древних поселений и могильников. Иногда поселения расположены на трех высотных уровнях и одном и том же месте. У д. Бдынь находятся 8 языческих курганных могильников; сам термин «бдынь» в славянских языках означает «капище, жертвенник». Берега этого огромного (длиной 16,5 км) озера надежно сохранялись местным населением: район земледельческого освоения отодвинулся от озера на 5-6 км. Здесь сформировался куст селений, центром которого стал погост Луги с каменной Троицкой церковью (1764).
Закончим наш обзор там, где Волга и Западная Двина текут максимально близко друг к другу. Исток Западной Двины отстоит от правобережья Волги всего на каких-нибудь 6-8 км. На источном озере Двинец найдены поселения эпох мезолита и неолита, средневековое селище. На волжской стороне открыта рядом с полосой водораздела неолитическая стоянка у д. Орлино, а поблизости – большой курганный могильник и селище. На самих волжских берегах и на проточных озерах Пено и Волго выявлено более 200 археологических объектов. По мере удаления от этого гидроузла число их заметно сокращается, и концентрация становится меньше.
Похожая на описанную культурная картина наблюдается и далее, на других важных переходах-волоках в полосе Главного европейского водораздела на Валдайской возвышенности: близ истока Волги, в озерном районе на западе Фировского района, в верховьях Цны, у Вышнего Волочка, на Удомельских озерах, у озера Иловец в бассейне Мологи.
За частными наблюдениями стоят глубокие закономерности в принципах первоначального и последующего освоения территорий, в выборе направлений движения, в эмпирическом определении оптимальной антропогенной нагрузки на пути сообщения и районы стабилизации, во внутренней организации культурного пространства.
Восхождение от язычества к христианству поставило культуру на новую ступень. Именно близ природных границ часто вставали твердыни православия, дававшие силы и местным жителям, и соотечественникам, приходящим сюда из дальних земель.
Решить проблемы исторической географии культуры можно методами комплексного источниковедения и созданием научных школ по этой проблематике.