ГлавнаяСеминары (1-12)УчастникиО музееКонтакты и ссылки

 

1-56-1011-12 
Семинар № 2, части:12 34

2Уникальные памятники природы и проблемы создания Красной книги природных объектов Тверской области

13.12.2000 г.

1Суворов В.И. Вступительное слово

часть 1

2Тарантов А.С. Изучение и охрана особо ценных геологических памятников природы Тверской области
3Воробьев В.М. Преемственность в географии культуры Тверской земли

часть 2

4 Земляная В.В. Старицкие каменоломни как уникальный памятник истории и природопользования

часть 3

5Маринина Е.О., Васильев П.В. Проблемы использования Старицких каменоломен

часть 4

В обсуждении приняли участие: пред. правл. ТО ВООП Т.А. Балицкая, проф. Н.П. Бакуров, к.т.н. Р.А. Крупнов, асс. В.В. Кузовлев, к.т.н. В.В. Панов, к.г-м.н. М.В. Попов, д.г-м.н. В.Я. Соколов, д.т.н. В.И. Суворов, к.г-м.н. А.С. Тарантов, к.г.н. О.А. Тихомиров, д.т.н. А.П. Тищенко, ст. преп. Г.М. Ходяков.

 

Старицкие каменоломни как уникальный памятник истории и природопользования

В.В. Земляная, директор ООО НПИЦ «Геоэкология»

История Старицких каменоломен заслуживает особого внимания как с геологической, так и с исторической точки зрения.

В каменоломнях велась подземная добыча только «белого камня» – известняка старицкой свиты подольского геологического горизонта среднего карбона. Почему только этот известняк привлек внимание древних каменотесов? Ведь над ним лежат еще не менее 5 слоев других известняков, среди которых есть тоже белые и не менее прочные. Дело в том, что только этот известняк обладает уникальными особенностями – он достаточно прочен и в то же время очень мягок в обработке, легко пилится, тешется, шлифуется простыми плотницкими инструментами. Такими же особенностями обладают некоторые виды крымских песчаников, но они очень непрочны. Однако на территории южной России мягкие известняки, ракушечники и песчаники очень широко использовались в строительстве далеко до нашей эры.

В период продвижения христианства на север и в дальнейшем бегства южан от татаро-монгольских войск тоже на север, в наших краях появились люди, знакомые с технологией использования природного камня в строительстве. Они-то и положили начало каменоломного и каменотесного мастерства под Старицей.

Подольские «белые» чистые известняки старицкой свиты есть не только там. Они встречены в разрезах под г. Торжком, в Зубцовском и Ржевском районах, но каменоломни в промышленном масштабе встречены только в районе Старицы и в Подмосковье, по берегам р. Пахры, в окрестностях с. Мячкова, гг. Подольска, Воскресенска, Серпухова.

Объяснение этому, вероятнее всего, надо искать в истории. Движение южного населения России, Болгарии и частично – Турции в северные районы страны совпадают с X-XI и XII веками, временем распространения влияния Византии, христианства и православия на центральные и северные территории Руси.

Именно в этот период появились на том месте, где теперь находится г. Старица, два киевских монаха, заложивших старицкий монастырь.

Из летописных источников, из «Исторического описания Старицкого Успенского монастыря» игумена Арсения (Тверь, 1895 г. с. 21-22) известно, что в 1110 г. «... пришли на урочище Старый Бор из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить. И слову болсию учить приходящих к ним».

Заметьте – Трифон и Никандр пришли из Киевских пещер, т.е. из Киево-Печерской лавры. Они были иноками православной лавры и, следовательно, миссио- нерами православия, в чью миссию входило учить языческое население новой вере, новому мышлению, новому образу жизни.

Летописные источники утверждают, что жить иноки стали в пещере. То есть это для них было более привычное жилье, чем деревянные постройки. И можно предположить, что они умели уже использовать камень в быту. Кроме того, береговые пещеры вероятнее всего были расположены в слое наиболее податливого для вымывания паводковыми водами и разрушения ледоходом «белого камня». Вероятнее всего именно эти обстоятельства и положили начало использования этого известняка в качестве строительного материала.

Иноки заложили монастырь, на территории которого впоследствии был построен и через 59 лет, уже после смерти Трифона (1127 г.) и Никандра (1153 г.), освещен Новгородским епископом Храм во имя соборной церкви Киево-Печерской лавры. И только через 187 лет на этом месте возникнет город Старица, при строительстве которого уже очень широко использовались тесаные блоки и плиты из «белого камня», добытые из недр в береговых каменоломнях. Опять-таки летописные источники сообщают нам, что второй каменной постройкой в Старице была Вознесенская церковь, построенная в году.

Исследования, проведенные зодчими, профессорами Ворониным, Викторовым и Звягинцевым, уверенно подтвердили, что старицкий «белый камень» использовался при строительстве белокаменных храмов и дворцов по всему Поволжью от Старицы до Астрахани, начиная с XII века, но особенно активно – в послемонгольский период. И здесь тоже есть свои объяснения.

Обратите внимание – татаро-монгольские войска остановились на тверской земле, а именно – на Старицком пограничье. В старицких окрестностях захватчики бывали только набегами. Летописи сообщают, что они там все пожгли, а монахов старицкой обители (142 человека!) зарезали и побросали в р. Волгу.

Выше Старицы основные силы татаро-монгольского войска не продвинулись, и отсюда началось их движение назад, на юг. А следом за ними, на освобожденные земли, стали возвращаться и беженцы-южане, знавшие секреты камнерезной обработки старицких известняков. Этим, видимо, и объясняется то, что известняки этого горизонта не добывались и не использовались выше Старицкого Поволжья. Но они очень интенсивно стали сплавляться по р. Волге и ее притокам из Старицы и Подмосковья в послемонгольский период. Рост белокаменного строительства в Москве вызвал развитие добычи «белого камня» в Подмосковье и сокращения ее в Старице из-за большого расстояния, дороговизны доставки и спада уровня воды в р. Волге, появления порогов в районе деревни Броды.

Потеря Старицей своего государственного и хозяйственного значения не способствовала развитию белокаменного строительства в самой Старице. А падение уровня воды в р. Волге и отсутствие других транспортных связей в итоге привело к сокращению торговли «белым камнем» и затуханию его добычи.

В конце XVIII – начале XIX вв. появился дешевый, альтернативный «белому камню» строительный материал – известково-песчаные блоки и каменоломни в Старице были заброшены, несмотря на всю уникальность и ценность именно «белого камня».

В Подмосковье он еще добывается, но запасы его на исходе. Интерес к старицким каменоломням и залежам «белого камня» возник вновь в 1998 г. в связи с развитием реставрационных работ в Москве и строительством главного московского собора. И тогда только выяснилось, насколько масштабной была добыча «белого камня» в окрестностях Старицы. Однако после прекращения его использования и в результате военных действий 1941-1945 гг. документация по каменоломням не сохранилась. Отдельно информация появляется в собраниях частных архивов, у туристов, с 70-х годов посещающих каменоломни. Находятся следы в официальных источниках дореволюционного периода, и настала необходимость где-то сконцентрировать все появляющиеся сведения. Их изучение вкупе с археологическими находками, с информацией тех, кто посещал каменоломни, что-то там находил и выносил на поверхность, может в итоге ответить на целый ряд вопросов. И в первую очередь датировать период возникновения и эксплуатации каменоломен, что очень важно для истории Старицы, Старицкого княжества, его укрепления, расцвета и упадка. Ведь «белый камень» не только уникальный по своим свойствам, но и очень дорогой товар, которым Старица довольно успешно торговала еще в XVIII и XIX вв., что подтверждается документально, это видимо и обусловило ее процветание.

Второе – эти исследования помогут установить места расположения каменоломен и оградить на поверхности участки земли, опасные для размещения объектов и ведения строительных работ.

В-третьих, определится возможность дальнейшего использования каменоломен и добычи «белого камня» подземным способом.

Для более глубокого изучения интересен весь Старицкий район. Я уж не говорю об исторической стороне. Со старицкими землями связано столько великих имен, что вряд ли можно отыскать еще такое место, которое изначально привлекало к себе внимание известнейших российских деятелей разного ранга.

В XII веке (1170 г.) здесь был Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский, присутствовавший на освещении храма Успенского монастыря. Еще не было города, было только городище на другом берегу реки. И через 50 лет, в 1216 г. сюда пришел новгородский князь Мстислав Удалой. А еще через 50 лет, в 1272 г., на втором освещении храма соборной церкви Киево-Печерской лавры здесь был великий князь Тверской Ярослав и еще через 25 лет его сын, князь Тверской Михаил Ярославич, основал здесь город Старицу. Кроме них здесь были: Иван Калита, великий князь Тверской Михаил Александрович, Александр Невский и Дмитрий Донской, Иван III и Василий III, князья Старицкие и Иван Грозный, первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

Особенно бережно и трепетно мы должны относиться ко всему, что со Старицей связано, в том числе и к геологическим памятникам. Южнее Старицы Волга вдруг резко меняет течение и прорезает себе узкий глубокий каньон – «Старицкие ворота». Открытые береговые разрезы хранят здесь геологическую информацию, доступную для масштабного изучения. Это открытая геологическая лаборатория для студентов геологов, биологов, экологов, ботаников, археологов. В Старицкие каменоломни едут москвичи и ленинградцы, пермяки и одесситы, финны и немцы. Мне думается, Старицкая тема должна быть поднята из забвения, и она сулит не мало значительных открытий. В том числе и в области охраны и использования природных ресурсов.  

Обсуждение доклада В.В. Земляной 

Н.П. Бакуров: Есть ли выходы подземных вод в районе залегания известняков под Старицей?

Ответ: Да и очень много.          

В.Я. Соколов: По Вашим словам в Старицкие пещеры приезжают финны, венгры и другие. Откуда они узнают о ваших пещерах?

Ответ: Данные о Старицких пещерах и каменоломнях на пяти страницах размещены в сети Интернет. Московские клубы туристов сделали несколько фильмов, а клубы Санкт-Петербурга создали страницы в сети Интернет.

Г.М. Ходяков: Как относится к вашей работе администрация Старицы?

Ответ: Очень положительно, но у них нет возможности финансировать эти работы.

Используются технологии uCoz