Главная | Семинары (1-12) | Участники | О музее | Контакты и ссылки |
| 1-5 | 6-10 | 11-12 | |
Семинар № 4, части: | 1 | 2 | 3 | 4 |
А.А. Пилюгин, руководитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Твери
Понятие государственного земельного кадастра сформулировано в федеральном законе «О государственном земельном кадастре». Это «систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими участками объектов».
Работы по созданию системы государственного земельного кадастра на территории города начались одновременно с созданием комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Твери (далее — КЗРЗ) — в 1992 году. Тогда за короткий период времени была решена первоочередная задача по обеспечению землепользователей правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами на земельные участки. В качестве основы были использованы материалы «дел отводов» управления архитектуры и градостроительства администрации города и данные бюро технической инвентаризации г. Твери. В результате КЗРЗ был сформирован начальный архив землеустроительной документации.
В 1993 году были начаты работы по инвентаризации земель г. Твери, целью которых являлось получение актуальной и достоверной информации о земельных участках в пределах городской черты, их количественном и качественном состоянии, правовом режиме. Одновременно в целях установления единой для всей страны системы идентификации конкретных земельных участков производилось кадастровое деление (зонирование) городских земель.
По итогам этих работ проводилось переоформление правоустанавливающих документов на землю юридическим и физическим лицам. Полученные материалы послужили основой создаваемых баз данных земельного кадастра. К сожалению, на первоначальном этапе отсутствовали четко определенные единые методики и инструкции по ведению земельного кадастра, кадастровому зонированию, в результате чего в различных регионах нашей страны одни и те же работы выполнялись по-разному.
В 1994 году имеющиеся данные об участках были занесены в локальную электронную базу данных КЗРЗ. Изначально состав информации включал как технические характеристики участков, так и правовую информацию, что позволяет отнести ее к автоматизированным системам земельного кадастра.
С принятием в городе в 1996 году методики расчета арендной платы за землю в электронной базе данных земельного кадастра была реализована функция автоматизированного расчета и печати платежных извещений по арендной плате. Из этой же базы данных формировались списки плательщиков земельного налога и арендной платы для передачи в налоговую инспекцию по городу Твери. Таким образом, была реализована фискальная функция земельного кадастра.
С 1996 года КЗРЗ для ведения земельно-кадастровой информации стал использовать и поддерживать в актуальном состоянии общегородскую информационную систему. Все имеющиеся данные были конвертированы в новую систему и связаны с информацией бюро технической инвентаризации, регистрационной палаты и управления архитектуры и градостроительства, что расширило состав и возможности автоматизированной системы земельного кадастра.
В настоящее время в общегородской информационной системе содержится техническое описание всех земельных участков г. Твери (31858 записей), а также данные о правах на участки (69646 записей). Из данной системы возможно получение информации, как о конкретных объектах недвижимости, так и составление выборок, отчетов по произвольно формируемым запросам. Она обладает функциями формирования информационных массивов для передачи в территориальный орган министерства по налогам и сборам по городу Твери о плательщиках земельного налога и арендной платы за землю.
Помимо этого информация о предоставленных земельных участках на бумажных носителях: их правовом режиме, размерах, местоположении и т.д. оформлена в виде землеустроительных дел и хранится в архиве.
К середине 2001 года на 99% территории города выполнена инвентаризация земель (общая площадь города 15 212,0 га (табл.)), материалы находятся в архиве КЗРЗ в виде технических отчетов. Вся полученная координатная информация по мере поступления была перенесена на электронные носители: создана цифровая карта г. Твери. КЗРЗ на карте поддерживает слои кадастрового деления: городская черта, кадастровые кварталы и земельные участки. Также, карта содержит иные не менее значимые для ведения кадастра слои: топография, строения и сооружения, инженерные коммуникации, адресная система, транспортная система и так далее.
Серьезной проблемой для становления единой системы ведения государственного земельного кадастра явилось то, что на протяжении с 1993 года и до 2000 года неоднократно менялись инструктивные материалы по кадастровому делению территории, а также формы учетных документов земельного кадастра и требования к ним. Помимо этого значительные трудности возникали из-за отсутствия четко определенной, с координированием поворотных точек, границы города с муниципальным образованием — Калининский район. Данная проблема была решена в 1999 году путем проведения инвентаризации городской черты и утверждения ее результатов.
Таблица
Целевое использование земли | Всего земель, га |
Земли жилой застройки | 1840,8 |
Многоквартирный жилой дом Общежитие Индивидуальный жилой дом | 746,3 32,9 1061,5 |
Земли общественной застройки | 567,9 |
Научно-исследовательские учреждения Образовательные учреждения Учреждения здравоохранения, ветеринарии Учреждения культуры и искусства Религиозные объекты Коммерческие объекты Объекты органов государственного управления Прочие некоммерческие объекты | 12,4 270,2 97,2 18,8 5,0 114,0 20,2 30,1 |
Земли промышленной, складской и коммунальной застройки | 1999,5 |
Производственные объекты Склады | 1513,3 210,2 |
Земли транспорта, связи | 612,0 |
Железнодорожного Автомобильного Объекты речного транспорта Объекты городского транспорта Объекты связи, радио, телевидения | 238,5 305,0 36,6 26,6 5.6 |
Земли природоохранного, историко-культурного, рекреационного назначения | 1117,0 |
Земли лесного фонда Памятники природы Памятники культуры и искусства Объекты рекреации Объекты спорта, физической культуры Заповедники, ботанические сады | 624,0 372,3 2,5 40,6 75,0 2,6 |
Земли водного фонда (по водным объектам, акваториям) Земли сельскохозяйственного назначения | 888,0 1193,7 |
Садовые участки Огороды Сельскохозяйственные угодья Пашня Сенокосы Пастбища Животноводческие объекты Сельскохозяйственные сооружения | 263,8 7,0 4,5 642,6 119,2 73,5 7,5 75,7 |
Земли общего пользования | 2114,7 |
Улицы, площади, дороги Парки, рощи, сады Иные | 2036,7 26,3 51,0 |
Земли резерва | 3484,5 |
Земли режимных объектов | 1394,6 |
Итого | 15212,0 |
Важной вехой в создании системы государственного земельного кадастра стало 10 июня 2000 года. С этой даты в связи вступлением в силу федерального закона «О государственном земельном кадастре» КЗРЗ приступил к ведению государственного земельного кадастра с использованием автоматизированной системы — АС ГЗК «Кадастр-ЮГ». В настоящее время проводится кадастровый учет данных о земельных участках по единой для всей страны технологии и методике, и информация заносится в формы Единого Государственного Реестра Земель (ЕГРЗ), а также на электронную карту. На 1.06.2001г. по заявлениям землепользователей в ЕГРЗ учтено 916 участков. По каждому участку заведено соответствующее кадастровое дело установленного образца.
Не смотря на законодательное и практическое решение многих проблем, связанных с ведением государственного земельного кадастра, остаются и не решенные проблемы:
· отсутствие информационного обмена на электронных носителях с использованием современных средств связи, что связано в первую очередь со значительными различиями в программных средствах используемых различными службами и их требованиями к защите информации;
· несовершенство программного обеспечения АС ГЗК “Кадастр-ЮГ”, не позволяющее оперативно и качественно работать с данной системой;
· отсутствие на федеральном уровне окончательного решения об органе ответственном за ведение государственного земельного кадастра.
Перспективным является использование информации государственного земельного кадастра для выполнения кадастровой оценки земель, мониторинга земель, создания градостроительного кадастра, лесного, водного и других природных кадастров, подготовки и принятия глобальных и локальных управленческих решений в различных сферах жизнедеятельности.
В заключении хочу отметить, что создание системы ведения государственного земельного кадастра это трудоемкий и длительный процесс, выполнение которого за короткий срок невозможно. Поэтому работа в данной сфере будет продолжена в ближайшие годы. Правительством РФ по данному вопросу готовится федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007 годы», в которой планируется отразить возникающие в данной сфере проблемы и определить пути и сроки их решения.
Обсуждение доклада А.А. Пилюгина
Л.П. Архипов: Какова минимальная площадь участков при кадастровых работах?
Ответ: Это зависит от цели и вида использования участка. В целом фиксированной площади нет. Каждый участок имеет свой номер, а в некоторых случаях номер присваивается и участку ограничения.
И.Н. Барановский: Какова обеспеченность землей в городе в пересчете на одного жителя в сравнении с другими городами?
Ответ: Обеспеченность примерно, такая же, как и в соседних областных городах, т.е. примерно 3,2 сотки на человека.
И.Н. Барановский: То же для жителей индивидуальной застройки?
Ответ: На почти 15 тысяч жителей приходится 1060 тыс. га.
А.С. Тарантов: Кто может решить проблему использования межотраслевой информацией?
Ответ: В некоторых случаях как, например, с Таганрогским предприятием, мы вынуждены с ними работать по указанию Росземкадастра. У этого предприятия одного из первых была сертификация. В результате мы не можем оперативно обновлять информацию из-за сбоев системы.
А.С. Тарантов: Кто дает вашей службе специалистов?
Ответ: В основном наш государственный технический университет.
Т.А. Балицкая: Как вы предполагаете решать проблему неэффективного использования земель?
Ответ: Через экономические санкции: 2-х кратным увеличением налога, дифференциацией налогов на участки, совершенствованием налогового кодекса, через механизм арендной платы.
Ю.Н. Женихов: Существует экологическая оценка земли?
Ответ: Для этой оценки мы пользуемся информацией комитета природных ресурсов, СЭС и др. о фоновом загрязнении земли и на этой основе корректируем ее оценку.
М.В. Попов: Ваша служба может влиять на решение экологических проблем? Взаимодействуете ли вы с Горзеленхозом?
Ответ: Нет. Это не наши функции.
Т.А. Балицкая: Как вы популяризируете свою деятельность?
Ответ: Постоянно общаемся с теле- и радиожурналистами, а также с корреспондентами газет.
А.Г. Анохин: Почему происходит переоформление участков земли из собственности в пожизненное владение?
Ответ: Это связано с несовершенством законодательства. Сейчас оформление земли в собственность происходит по закону о приватизации за плату и только для отдельных категорий граждан (военнослужащие, переселенцы и др.). В новом земельном кодексе этой проблемы не будет: можно оформлять в собственность или в пожизненное пользование, а также менять форму собственности бесплатно. Это касается и садовых участков.