ГлавнаяСеминары (1-12)УчастникиО музееКонтакты и ссылки

 

1-56-1011-12 
Семинар № 5, части:1234

5 Топливно-энергетические ресурсы Тверской области

 26.10.2001 г.

1 Федулин В.А., Суворов В.И. Состояние и перспективы развития теплоэнергетики Тверской области

часть 1

2 Башилов А.М., Панков С.Д. Торф как топливно-энергетический ресурс Тверской области
3 Никитин В.Д. О роли растительной биомассы России в международной системе комплексного воздействия на источники, поглотители и накопители парниковых газов
4 Малиновский Ю.В. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов Тверской области

часть 2

5 Арсеньев С.В. Энергосберегающие технологии
6 Земляная В.В. Забытые резервы
7 Ламакин Г.Н. К вопросу об использовании торфа как топлива на электростанциях Тверской области
8 Афанасьев А.Е., Сульман Э.М., Усанов А.Е., Мисников О.С. Низкотемпературная газификация торфа и сапропеля

часть 3

9 Копенкина Л.В. История использования торфяного топлива в Тверской губернии

часть 4

10 Соколов В.Я. О возможном сценарии поисков нефти и газа в Тверской области
В обсуждении приняли участие: ген. директор ООО МПФ «Кредо-Терм» С.В. Арсеньев, гл. инженер проектов «Тверьгражданпроект» Л.П. Архипов; председатель Тверского отд. ВООП Т.А. Балицкая; директор ООО НПИЦ Геоэкология В.В. Земляная, корреспондент М.Я. Майстровский, ген. директор МК «Технология-ХХI век» Ю.В. Малиновский, к.т.н. О.С. Мисников, ген. директор Тверского НПЦ энергоэффективности, к.т.н В.Д. Никитин, к.х.н. А.В. Новиков, Пухова, д.г-м.н. В.Я. Соколов; д.т.н. В.И. Суворов; к.г-м.н. А.С. Тарантов; Г.М. Ходяков

История использования торфяного топлива в Тверской губернии

Л.В. Копенкина, доцент кафедры «Торфяные машины и оборудование» ТГТУ, к.т.н.

            Внимание на торф как топливо в Тверской губернии было обращено сначала в помещичьих усадьбах. В конце XVIII века после Указа Екатерины II (1786 г.) о свободной эксплуатации значительной части (4/5) лесов началось их хищническое истребление, в том числе и в Тверской губернии. Возникла необходимость замены дров торфом в связи с истощением лесных массивов, созданием различных заводов. Добытый резным способом торф использовали в качестве топлива в оранжереях, для сушки овинов в дворянско-помещичьих хозяйствах. В 1800 г. Павел I издал Указ «О введении в употребление торфа для отапливания во всех местах, где оный безвредно употребляться быть может». В ответ на Указ недалеко от Торжка около сельца Каменного — имения графа В.П. Мусина-Пушкина — был найден торф.
            Распространению сведений о торфе и его использовании как топлива способствовали труды Вольного экономического общества (ВЭО) с 1765 г. В трудах печатались работы первых русских академиков о добыче торфа для использования на «топление» в печах. В 1918 г. в трудах ВЭО было издано «Практическое наставление к познанию мест и добыванию торфа» К. Раша, руководителя разработкой торфа около Москвы в 1810-1818 гг. Изучив это сочинение, тверской помещик Алексей Иванович Коренев начал разрабатывать торф с 1825 г.в своем имении Яминское в 30 верстах от Твери. Он использовал торф для топки печей, сушки овинов. Вскоре за ним начал употреблять торф граф Н.П.Панафидин около Старицы в селе Курово-Покровское. В 1835 году Коренев пригласил через «Земледельческую газету» «в учение» крестьян.
            В 1837 году новым Министерством государственных имуществ было предписано всем его палатам в губерниях сообщить сведения об имеющихся на местах залежах торфа. В 1840 году была издана книга «О всеобщем недостатке дров и новооткрытом способе заменить их торфом как самым выгодным и дешевым топильным материалом, в изобилии находящимся почти во всех губерниях России». В Тверской губернии в этот период быстро росла промышленность, благодаря развитию ремесел, промыслов, наличию путей общегосударственного значения, проходившим по ее территории, сравнительно большой плотности населения (31,13 чел. на 1 кв. версту), обеспечению заводов и фабрик необходимой рабочей силой. В связи с увеличением цен на дрова (от 16 до 25 рублей за куб.сажень) — единственным тогда топливом для паровых машин – встал вопрос о замене их торфом. В 1841 году Министерство государственных имуществ издало постановление «Об отвращении истребления лесов употреблением торфа вместо дров». Удельное ведомство послало в этом году крестьян для обучения мастерству добычи торфа у А.И. Коренева. Его «школой» было подготовлено 42 мастера из 16 губерний России. В 1835-1843 гг. А.И. Коренев ежегодно печатал статьи в «Земледельческой газете» о добывании торфа, использовании его как топлива. В 1846 году в журнале «Сельское хозяйство и овощеводство» он писал об открытии в имении торфа и его употреблении.
            30 сентября 1842 года вышло распоряжение Министерства государственных имуществ «О введении разработки торфа на казенных землях в шести губерниях России», в том числе и Тверской. На основании этого 3-ий департамент Министерства государственных имуществ командировал курляндского торфмейстера Каде для обследования торфяных болот и проведения опытных работ в Тверской и Владимирской губерниях с целью «извлечения торфа для топлива». Каде показал крестьянам способы добычи торфа. Из приказа Тверской палаты государственных имуществ Весьегонскому окружному управлению следовало, что для поощрения крестьян «к сему новому делу на первый раз не будет уменьшаема пропорция отпускаемых им ныне дров из казенных лесных дач». От Тверской палаты государственных имуществ торфмейстеру было назначено жалованье по 300 рублей серебра в год (ГАТО, ф.1417, оп.1, д.60, л.1,2, 8-12).
            С середины 1850-х годов фабриканты в России использовали торф для отопления мануфактур. В 1858 году по приказанию министра государственных имуществ Департамент сельского хозяйства разрешил торфмейстерам в ряде губерний исследовать частные торфяники, производить и наблюдать за разработкой торфа у частных владельцев для распространения добывания торфа и употребления его на топливо.
            В 1862 году при исследовании Ф. Парротом торфяных залежей вдоль Московско-Петербургской железной дороги применяли торф для отопления локомобилей. В 1870 г. I-ый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков высказался за отопление паровых машин торфом из-за повышения цен на уголь и дрова. В 1868-1869 годах были проведены опыты по сжиганию торфа в паровозных топках инженерами Клокоцким, П. Алексеевым.
            С конца XIX века в Тверской губернии стали открываться разработки по добыче торфа на топливо, что было связано с нехваткой дров из-за чрезмерного истощения окрестных лесных массивов. В 1884 году в Москве было организовано «Товарищество торфяного отопления» Э.О. Герценберга для снабжения торфяным топливом железной дороги, фабрик, заводов, домов, развернувшее разработку торфа в Тверской губернии. В 1880-е годы торф разрабатывался около «I-го Мохового болота» Фланденом, владельцем ковровой фабрики. В эти годы были проведены исследования Савватьевской торфяной залежи, 1-го Мохового болота, болота Кулицкий Мох. В 1890 г. владелец ткацкой фабрики в Твери В.В. Залогин ходатайствовал об отводе участка для разработки торфа на 1-ом Моховом болоте. С 1893 г. добычу торфа производили на Шумновской разработке в 5 км от Конакова для фарфорофаянсовой фабрики Кузнецова. В 1898 г. стал разрабатывать торфяное болото В.И. Якунчиков. В 1900 г. начался период постройки оборудования Марусинского торфяного производства для Каменского писчебумажного торгово-промышленного производства М.Г.Кувшинова. В этом году было добыто 500 куб.саженей (3,9 тыс.т) торфа.
            7 января 1900 г. было издано правительственное распоряжение об открытии в России нескольких торфяных заводов, дающих продукты, заменяющие привозное минеральное топливо и обеспечивающие бесперебойную работу железной дороги. В числе мер для развития торфодобывания – облегченные условия сдачи казенных торфяников в разработку частным предпринимателям, предоставляющихся в аренду без торгов, льготы по аренде предпринимателям, перерабатывающим торф в брикет и другие виды топлива. Министерство путей сообщения в первую очередь решило строить торфококсовальный завод при станции Редкино Николаевской железной дороги. На заводе предполагалось производить бурый торфяной уголь для отопления паровозов с помощью 8 коксовальных печей системы Циглера производительностью 8 млн. пудов (около 130 тыс. т) в год. 16 июня 1900 г. инженер И. Карышев был командирован министром путей сообщения князем Хилковым в Ольденбург (Германия) для осмотра завода, производящего кокс по системе Циглера. Карышев дал положительный отзыв. Для ускорения постройки завода из Германии были выписаны 2 печи с полным конденсационным оборудованием. Закладка завода была произведена 4 августа 1900 года. Для снабжения завода сырьем была организована разработка торфа на ближайшем болоте Галицкий Мох.
            В 1905-1908 гг. заведующий экономиями Товарищества Кувшинова ходатайствовал о снятии с торфяного производства земского налога как с сельскохозяйственного предприятия. В 1907 г. Товарищество Московской Красильной фабрики просило отдать в аренду участок торфяного болота Кулицкий Мох. В 1909 г. торфяное болото было сдано в аренду Товариществу Тверской Мануфактуры. В 1910 г. Тверская земская управа ходатайствовала об организации показательных участков по добыче торфа. Такие участки были заложены в Калязинском, Весьегонском, Новоторжском уездах.
           В 1911 г. в Тверской губернии при Тверской губернской земской управе было создано культуртехническое бюро, главной задачей которого было обследование болот. Это бюро способствовало организации показательных разработок торфа на топливо в тех местах, где население ощущало острую нужду в топливе. В конце 1913 г. было организовано Московское общество изучения и использования болот при содействии Тверского культуртехнического бюро с участием Р.П. Спарро, Е.С. Меншикова. При обществе была создана постоянная Торфяная комиссия под председательством Е.С. Меншикова для изучения и разработки вопросов торфодобывания и использования торфа как топлива.
            В 1913-1914 гг. в Тверской губернии стал возрастать спрос на торф как топливо ввиду быстрого роста цен на дрова, уголь и нефть. На сельскохозяйственных выставках в Твери и Торжке в 1913 г. экспонировались образцы торфа и давались объяснения по его разработке, сжиганию и стоимости. В 1914 г. Рождественская мануфактура П.В.Берга ходатайствовала об отдаче в аренду Савватьевской, Дмитрово-Черкасской, Лодкинской дач, 2-го Мохового болота. В этом же году торфмейстерская часть совместно с культуртехническим бюро организовали показательные работы по применению торфа в качестве топлива в Корчевском, Бежецком, Новоторжском и других уездах губернии. В 1914 г. в Твери на текстильной фабрике Морозова была введена в эксплуатацию электростанция мощностью 4 тыс. кВт, на которой было установлено 8 котлов Гарбе паропроизводительностью 12 т/ч с шахтными торфяными топками системы инженера Строганова. До 1917 г. в губернии было организовано 10 хозяйств по разработке торфа.
            В 1918 году Тверской губернский Совет народного хозяйства в качестве первоочередной задачи поставил исследование тех болот, на которых можно начать разработку торфа на топливо в быстрые сроки. В годы гражданской войны торфяное топливо потребляли текстильные фабрики, стекольные заводы, коммунальные и государственные учреждения. Торфяное топливо широко использовалось и сельским населением. В этот период торф способствовал ослаблению топливного кризиса в губернии, сохранил жизнеспособность текстильной промышленности. На 9 губернской партийной конференции в 1921 г. была принята резолюция по докладу о топливном положении, в которой указывалось на «перенесение центра тяжести топливозаготовок на эксплуатацию торфяных болот». В октябре 1921 г. было организовано Южно-Алферовское торфяное хозяйство. В 1922 году была создана торфяная опытная станция (ТОС) Инсторфа.
            В 1920-х годах в Твери на базе электростанции фабрики Морозова была создана ТЭЦ-1 мощностью 4 тыс.кВт, работавшая на торфе и дровах. Торф поступал с торфопредприятия Васильевский Мох по железной дороге. По плану ГОЭЛРО на месторождении Оршинский Мох проектировалась электростанция мощностью 100 МВт, но был принят угольный вариант электростанции под Москвой как более дешевый и не зависящий от метеоусловий. В 1925 году торфяное топливо в городском топливном балансе фабрик хлопчатобумажного треста составлял 35%. В 1926 году на левом берегу Волги начали строительство и в 1929 г. сдали в эксплуатацию торфяную электростанцию мощностью 5 тыс. кВт с 4 котлами паропроизводительностью 12 т/ч, оборудованную топками Степанова для сжигания кускового торфа. В 1929-1930 гг. на заводе полукоксования в Редкино были установлены печи Пинча с внутренним обогревом производительностью 5-21 т торфа в сутки.
            С 1 декабря 1934 г. заготовкой торфяного топлива для крупных потребителей, главным образом электростанций, стал ведать Калиниский торфяной трест. Доля торфа в топливном балансе области в 1937 г. составляла 30%. До 1941 г. в области действовало 33 торфодобывающих предприятия. С 1935 по 1941 гг. в Калинине строилась третья торфяная электростанция – ТЭЦ-4 мощностью 75 тыс.кВт. для комбината «ИСКОЖ», были смонтированы 2 котла и турбогенератор. В 1941 г. было закончено строительство здания, распредустройство, береговая насосная станция, водовод. В июле 1941 г. все оборудование ТЭЦ-4 было демонтировано и отправлено на восток. В период оккупации были выведены из строя Савватьевское, Решетниковское, Озерецко-Неплюевское предприятия, пострадал торфохимический комбинат в Редкино. Через 8 дней после освобождения города Озерецко-Неплюевское предприятие отправило в г. Калинин состав с торфом, затем стали доставлять торф для электростанций и другие предприятия. В марте 1942 г. была восстановлена часть котлов и турбин ТЭЦ-1 и ГЭС-2, в апреле-мае 1942 г. они стали работать на полную мощность. В период 1941-1945 гг. было открыто 14 мелких торфохозяйств, снабжавших торфом коммунально-бытовые учреждения.
            В послевоенный период строительство торфяных электростанций в Калининской области продолжалось: ТЭЦ при бумажном комбинате в г.Кувшиново (1946 г.), Вышневолоцкая ТЭЦ (1947 г.). В 1947 г. общая мощность Калининских электростанций превзошла довоенный уровень. 21 декабря 1949 г. на ТЭЦ-4 был веден в эксплуатацию турбогенератор мощностью 24 тыс. кВт. На ней было установлено 13 котлов, оборудованных шахтно-мельничными топками. В этот период открылись новые торфопредприятия, были построены 2 торфобрикетных завода мощностью по 5 тыс.т брикетов в год (Дмитрово-Черкасский и Осеченский), а затем в 1952 г. — Дмитрово-Черкасский завод мощностью 20 тыс. т брикетов в год. Доля торфа в топливном балансе области в 1950 г. составляла 60%. Торф потребляли электростанции, стекольная, фаянсовая, легкая и пищевая промышленности.
            В 1950-е годы в Калининской области наблюдался дефицит топлива. Его завозили из других областей. За перевозку торфа из Шатуры Калининэнерго заплатило в 1955 г. 4 млн. рублей. В 1958 г. было завезено 510 тыс. т торфа. В 1960 году в Калининской области торф составлял более 83 % всех энергоресурсов. В 1962 г. область отказалась от завоза торфа со стороны.
 

О возможном сценарии поисков нефти и газа в Тверской области

В.Я. Соколов, д.г.-м.н., лауреат Госпремии СССР

            В аналитической статье к.г.-м.н. А.С. Тарантова «Проблемы нефтегазоносности» (см. ИБ семинара «Ресурсы и геоэкология … в Тверской области» №3) справедливо отмечено, что при диаметрально различных оценках нефтегазоперспектив Тверской области неизбежна дилемма — искать или не искать здесь нефть и газ. А если искать, подчеркивает А.С. Тарантов, то, «…исходя из опыта открытия нефтяных месторождений Западной Сибири, потребуется пробурить не одну, а десятки поисковых скважин прежде, чем будет найдена нефть или газ».
            Но при таком переносе опыта геологоразведочных работ почему-то не учтено, что на потребное число поисковых скважин помимо прочего не могут не влиять размеры опоисковываемой территории. Ведь очевидно: при сходных геологических условиях для меньшей (большей) площади требуется и меньшее (большее) количество поисковых скважин. Тверская область (84 тыс. кв. км) меньше Западной Сибири (2,2 млн. кв. км.) в 26 раз. Соответственно в первом приближении на такой же порядок, т.е. в 20-30 раз снизится ожидаемое число поисковых скважин в Тверской области, если поисковые работы здесь будут идти по тому же сценарию, что и в Западной Сибири в 50-60 гг. прошлого века.
            Иными словами, если принять, что до открытия нефти или газа в Западной Сибири была пробурена даже сотня, а не несколько десятков поисковых скважин, о которых говорит А.С. Тарантов, то сходные поиски в Тверской области потребуют бурения лишь 3-5 поисковых скважин. А не десятки таких скважин, т. е. не их устрашающее количество, которое в условиях рынка наверняка отобьёт охоту к поиску нефти газа в Тверской области даже у крупных нефтяных компаний, поверь они ошибочно оценённой возможности получения десятков непродуктивных поисковых скважин стоимостью в 20-30 млн. рублей каждая.
            Разумеется, речь идёт не о бурении 3-5 скважин вообще, а именно о поисковом бурении, когда каждая скважина закладывается в пределах локальной структуры, благоприятной для скопления в ней залежей нефти и или газа. Проведённое в Тверской области на начальном этапе геологических исследований в 1949-1965 гг. глубокое бурение опорных и (или) параметрических скважин предназначалось для изучения осадочного чехла. Закладывались они вне связи с перспективными локальными структурами, поскольку местоположение их в то время было неизвестно. К примеру, глубокая опорная скважина, пробуренная возле ж/д станции Редкино, оказалось удалённой от такой структуры, как теперь выяснилось на 30 км. Так что пробуренные в те годы скважины решили важные общегеологические вопросы, но никак не поисковые задачи.
            Такие задачи решались бурением позднее на Молоковской (1973 г.) и Северо-Молоковской (1999 г.) локальных структурах. Но открытий нефти или газа не последовало. Детальный анализ этих поисков (1995-1999гг.) выявил крупные упущения в их проведении. Так, в Молоковской скважине на глубине 1604 м (контакт рифея с вендом) не был испытан высокоперспективный пласт, из которого восточнее, в Ярославской области была получена нефть в скважине № 11 Даниловская после её расконсервации и повторного испытания в 2000г. (Подобные работы возможны и в Молоковской скважине). А в Северо-Молоковской скважине осталась неподтверждённой испытанием газоносность заведомо газонасыщенного кристаллического фундамента в интервале 3250-3302 м, не опробован перспективный по каротажу интервал 2570-2655 м (рифей), пропущено изучение нефтегазонасыщения ордовикских отложений, и на которых наблюдались нефтепроявления в Молоковской скважине.
            Перечисленные серьёзные изъяны в поисках однозначно свидетельствуют об их незавершенности на Молоковской, так и на Северо-Молоковской структурах. Возможное последствие этого — пропуск открытия двух месторождений. Поэтому, говоря о сценарии поисков нефтегазовых месторождений в Тверской области путём бурения здесь 3-5 поисковых скважин, имеется ввиду, что такое бурение будет проведено на безукоризненно высоком качественном уровне. Следует учесть и то, что в основе рассматриваемого сценария — опыт поисков месторождений нефти и газа в Западной Сибири полувековой давности. Но с тех пор появились способы более эффективного выбора мест заложения поисковых скважин. Следовательно, возможно, что для открытия нефти или газа в Тверской области потребуется даже менее 3-5 поисковых скважин.
 

Используются технологии uCoz