Главная | Семинары (1-12) | Участники | О музее | Контакты и ссылки |
| 1-5 | 6-10 | 11-12 | |
Семинар №12, части: | 1 | 2 | 3 | 4 |
В.В. Барышков, начальник отдела лесопользования и воспроизводства лесов агентства лесного хозяйства по Тверской области
Весь государственный лесной фонд в Тверской области разделен на 2 большие группы: леса государственного лесного фонда, управление которыми осуществляет Рослесхоз через агентство лесного хозяйства по Тверской области (площадь 2690 тыс. га), и леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и которые в настоящее время также входят в состав лесного фонда. Однако управление последними осуществляет структурное подразделение Минсельхоза – ФГУ «Тверьсельлес». С 1 января 2005 года эти леса переданы во владение и распоряжение субъекту Российской Федерации. Соотношение этих лесов по площади в процентном отношении составляет примерно 54 на 46 процентов.
Кроме этих двух больших групп в области имеются леса (не входящие в государственный лесной фонд) иных фондодержателей: автомобильного и железнодорожного транспорта, водного фонда, подсобных хозяйств промышленных предприятий, обороны и другие. Общая их площадь составляет около 300 тыс. га.
В дальнейшем будут рассматриваться леса государственного лесного фонда, находящиеся в ведении агентства.
Расчетная лесосека (возможный ежегодный объем рубки леса) по главному пользованию в лесах агентства составляет 4,5 млн. м, в том числе по хвойному хозяйству (когда в насаждении 50 % или более по запасу составляют хвойные породы – сосна или ель) 1,2 млн. м. В настоящее время повышенным спросом пользуется именно хвойная древесина, и освоение расчетной лесосеки по хвойному хозяйству приближается к 80 %, а лиственное хозяйство, в значительной мере представленное гнилыми осинниками и сероольховыми насаждениями, практически не осваивается (освоение – около 20 %).
С целью несколько исправить положение агентством разработана программа по передаче участков лесного фонда в аренду для заготовки древесины. Предполагается в перспективе передать в аренду до 75 % площади лесного фонда. Это позволит более равномерно использовать спелую древесину по хозяйствам и даст дополнительные доходы в бюджетную систему. Не стоит пугаться таких цифр. Передача в аренду для заготовки древесины подразумевает передачу только собственно права рубки леса и не более того. На переданной в аренду территории арендатор не вправе запрещать какую-либо иную деятельность по пользованию лесными ресурсами, в том числе посещение леса населением для отдыха, сбора грибов, ягод и других полезных продуктов леса для собственных нужд. Об этом сделана специальная оговорка в Лесном кодексе (так называемый публичный сервитут). В конце 2004 – начале 2005 гг. в аренду для заготовки древесины уже передано 33 участка на общей площади 500 тыс. га с расчетной лесосекой 900 тыс. м.
Передавая участки лесного фонда в аренду, агентство лесного хозяйства по Тверской области ставит перед собой еще две цели – навести порядок с самовольными рубками и найти средства на ведение лесного хозяйства, включая лесовосстановление, уход за молодым лесом, охрану от вредителей, болезней и пожаров. Все эти функции при заключении договора возлагаются на арендатора и должны осуществляться за его счет.
В настоящее время появился спрос и на другие виды лесопользования, в частности на использование участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Однако площадь передаваемых в аренду участков для таких видов использования незначительна. Это связано как со спецификой самого лесопользования (для организации отдыха не требуется значительных площадей), так и с тем, что арендная плата за такой вид пользования довольно высока: десятки тысяч рублей в год за 1 га площади лесного фонда. Высокая арендная плата обусловлена тем, что арендатор на таких участках вправе установить платность доступа на территорию населения (установлен частный лесной сервитут).
Отдельно хотелось бы сказать о лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. До настоящего времени их статус не вполне понятен. Федеральными законами – Лесным и Земельным кодексами – их статус однозначно определен, однако до настоящего времени их реальный статус не приведен в соответствие с этими законами. В конце 2004 года сделана очередная попытка навести порядок с их статусом. Федеральным законом № 199 эти леса переданы в управление субъекту федерации, и в настоящее время идет формирование структуры их управления.
Что касается лесов других лесофондодержателей, то владение и распоряжение этими не входящими в лесной фонд лесами осуществляют эти лесовладельцы в соответствии с тем же Лесным кодексом.
Обсуждение доклада В.В. Барышкова (время доклада 20 мин):
Суворов В.И.: В свое время у нас в области была учреждена ассоциация тверских лесопромышленников? В каком состоянии сегодня эта организация?
Ответ: Она развивается. Эту ассоциацию составляют наиболее крупные предприятия с объемом заготовки древесины более 50 тыс. м3 в год. Кроме того, недавно организовано некоммерческое партнерство, которое объединяет мелких и средних лесопользователей. Цель создания этого партнерства – вывести из тени такой элемент лесопользования, как переработка древесины. Мы, со своей стороны, даем этим лесопользователям приоритетное право на получение сырьевых ресурсов, но взамен они должны отказаться от занятия «теневым» бизнесом.
Бугров А.Г.: Бывая во многих районах области, я стал замечать, что состояние лесных противопожарных просек год от года ухудшается. С чем это связано?
Ответ: Это связано с недостатком финансирования. Финансирование производится в размере 15% от потребности.
Болтушкин А.Н.: Почему рубят лес в зеленых зонах города?
Ответ: Даже в зеленой зоне городов необходимо вести рубки леса, достигшего возраста спелости. Но это нужно делать грамотно и аккуратно.
Болтушкин А.Н.: Нормальна ли сплошная рубка таких территорий?
Ответ: При нынешнем состоянии нашей технической базы выборочно рубить мы практически не можем. Наша российская техника просто портит лес, который остается после выборочной рубки.
Нормативно-правовые аспекты экологического нормирования в области обращения с отходами производства и потребления
А.В. Новиков, кандидат химических наук, доцент кафедры природообустройства и экологии Тверского государственного технического университета
Основой сложившейся на сегодняшний день нормативно-правовой базы по обращению с отходами производства и потребления являются Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности ст. 22 первого из названых законов устанавливает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и, в частности, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Согласно второму закону разработка проектов этих нормативов и лимитов возлагается на предпринимателей и юридических лиц.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461. Соответствующие методические указания утверждены Приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115.
Для получения лимитов на размещение отходов в территориальные органы МПР необходимо представить ряд документов, в том числе копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 определено МПР России. Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. № 340. Для получения лицензии соискатель представляет, среди прочего:
· сведения о классах опасности отходов для окружающей среды и опасных свойствах отходов;
· положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
Классы опасности отходов и критерии отнесения отходов к классу опасности утверждены приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. № 511. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности.
Порядок представления материалов для получения лицензии на обращение с опасными отходами утвержден Приказом МПР от 9 июля 2003 г. № 575.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 определено, что МПР и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов. Форма паспорта опасного отхода утверждена Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 785. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по согласованию с территориальным органом МПР.
Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов; приказом МПР от 30 июля 2003 этот каталог детализирован до состояния, почти пригодного к использованию.
Такова в самых общих чертах схема нормирования воздействия на окружающую среду в части обращения с отходами производства и потребления.
Для получения лимитов на размещение отходов законным образом необходимо начать с инвентаризации и паспортизации образующихся отходов. Для этого в первую очередь следует открыть федеральный классификационный каталог отходов, по которому можно определить код отхода, класс опасности, его опасные свойства, а также агрегатное состояние и физическую форму.
Каталог представляет собой группы отходов, расписанные в нем детально (табл.), еще детальнее представлены виды навоза; другие, не менее важные, отходы представлены либо одной строкой, например огарки сварочных электродов – всех без разбора электродов, либо вообще не представлены, например медицинские отходы.
Каталог отходов
Код | Наименование |
111 300 00 00 00 0 | Отходы от переработки овощей и фруктов |
111 301 00 01 00 0 | Бой свеклы |
111 301 01 01 99 5 | свекловичные хвосты |
111 302 00 01 99 5 | Жом свекловичный |
111 303 00 01 99 5 | Очистки овощного сырья |
111 303 01 01 99 5 | очистки морковные |
111 304 00 00 00 0 | Выжимки овощные |
111 304 01 03 99 5 | шкурки и семена томатные |
111 315 00 00 99 5 | Мезга картофельная |
111 317 00 00 99 5 | Отходы крахмальной патоки |
111 321 00 00 00 0 | Выжимки фруктовые и ягодные |
111 321 01 01 99 5 | выжимки яблочные |
111 325 00 01 99 5 | Косточки плодовые |
Если нужный отход обнаружен в каталоге, то для заполнения формы паспорта опасного отхода еще потребуется привести его компонентный состав. А состав этот в соответствии с Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 785 «…указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов». Возможно, какая-либо лаборатория выполнит этот анализ в течение одного-двух месяцев за 4–8 тыс. руб. за каждый отход.
Следует обратить внимание, что в области аккредитации лаборатории должно быть записано «определение компонентного состава отходов производства и потребления» и приведен перечень НТД на определение химических соединений в отходах. Кроме того, результаты анализа должны отражать именно компонентный, а не элементный состав отхода.
В том же Приказе МПР говорится, что «Опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением…». Однако опасные свойства перечислены в названном приказе: токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней.
В приложении к Базельской конвенции обозначены 14 опасных свойств, относящихся к процессу перевозки отходов, в Приказе МПР их всего 5, да и охарактеризованы они иначе, например:
«Пожароопасность определяется… наличием хотя бы одного из следующих свойств:
· способностью твердых отходов… легко загораться либо вызывать или усиливать пожар при трении;
· способностью отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться» (т.е. соприкосновение с воздухом не является «нормальными условиями»?).
«Высокая реакционная способность определяется как содержание органических пероксидов, которые имеют двухвалентную структуру -0-0- и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода» (отработанный электролит – серная кислота с этой точки зрения нереакционноспособное вещество).
Зачем же ссылаться на Базельскую конвенцию, если ее суть искажена до неузнаваемости?
Если же отход в каталоге отсутствует, то класс опасности можно обосновать расчетным методом в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511. Для этого по каждому компоненту отхода нужно установить степень его опасности для окружающей среды по 19 параметрам, среди которых летальная доза, летальные концентрации, персистентность, биоаккумуляция и др., после чего необходимо провести сравнительно несложные расчеты (если вы умеете логарифмировать) и получить желаемый результат.
Класс опасности отхода можно определить и экспериментальным методом в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях путем биотестирования водной вытяжки, однако аттестованной методики выполнения измерений пока нет.
Заполнив бланки паспортов опасных отходов и согласовав их с территориальным органом МПР, можно оформлять материалы для государственной экологической экспертизы, методические рекомендации по подготовке которых утверждены Приказом МПР от 9 июня 2003 г. № 575. А в приложении к этим материалам представляются среди прочего:
· копия свидетельства о профессиональной подготовке лиц на право работы с опасными отходами;
· документация о проведении общественных обсуждений намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
Адреса и телефоны образовательных учреждений, имеющих лицензию на «профессиональную подготовку лиц», не являются тайной, и для преодоления этого неожиданного препятствия потребуется не более одного месяца и около 5 тыс. руб.
«Материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами» (а именно так называется документ), в точности соответствующие по составу и оформлению названному выше Приказу МПР, тем не менее, не будут приняты государственной экологической экспертизой к рассмотрению, поскольку в соответствии со ст. 14 «Закона об экологической экспертизе» «государственная экологическая экспертиза проводится при условии… положительных заключений… органов федерального надзора…», к числу которых относится Госсанэпиднадзор.
Добросовестный предприниматель, придя в ЦГСЭН, оказывается в потенциально неразрешимой ситуации:
1. ЦГСЭН не примет на экспертизу «Материалы обоснования деятельности…», а потребует и, если получит, выдаст санитарно-эпидемиологическое заключение по «Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
2. Главным государственным санитарным врачом РФ Г. Онищенко 16 июня 2003 г. введены в действие СП 2.1.7.1386-03 по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления, значительно отличающиеся от документов МПР, а соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии со ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно СП 2.1.7.1386-03:
· отходы по степени воздействия на окружающую среду распределяются на четыре класса опасности (а не на пять, как в Приказе МПР РФ от 15 июня 2001 г. № 511);
· определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с настоящими правилами (а не с документами МПР), аккредитованными для данного вида работ организациями (а не предпринимателями и юридическими лицами);
· данные по обоснованию класса опасности отхода представляются на утверждение в учреждения Госсанэпиднадзора (а не на согласование в органы МПР).
Тем не менее, за 1–2 тыс. руб. и 2–4 недели заключение ЦГСЭН может быть получено, и документы можно передать на экологическую экспертизу.
В полном соответствии с «Законом об экологической экспертизе» экспертиза будет начата через месяц после оплаты счета (от 2 до 4 тыс. руб.) и закончена в течение следующего месяца.
Теперь есть все основания подать документы на получение лицензии, приложив к ним документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (300 руб.). Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Теперь, заплатив чуть больше 1 тыс. руб., вы можете стать счастливым обладателем вожделенной лицензии.
И нет более препятствий для разработки «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Всего через месяц долгожданная бумага с надписью «ЛИМИТ» будет вашей.
Если вы настойчивы, самостоятельны, грамотны (т.е. все сделали сами) и удачливы, то на выполнение требований Закона вы затратите 8 месяцев и не более 8 тыс. руб.
Наивный обыватель может решить, что лично его все вышесказанное не касается: «Ну какие «опасные отходы» на моем «свечном заводике»? Да и не занимаюсь я «деятельностью по обращению с отходами».
Закон об отходах производства и потребления отвечает на эти вопросы несколько витиевато, но вполне конкретно:
1. «Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами… или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами» – иными словами: все отходы являются опасными;
2. «Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы…» – вся наша деятельность с первого до последнего дня жизни (и даже чуть дольше) связана с образованием отходов, и, следуя логике закона, все сказанное выше касается каждого из нас.
В Законе об отходах производства и потребления определяется понятие «объект размещения отходов». Это «специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов», – здесь можно поставить точку, но для тех, кто не понял, определение детализируется: «(полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород...» – можно закрывать скобку, все ясно, но определение продолжается: «и другое)» – что «другое» – не поясняется.
Столь «развитой» процедуры нормирования воздействия на окружающую среду не имеет, пожалуй, ни одна стана в мире. Корни проблемы – в федеральном законодательстве и нормотворчестве, которое, с одной стороны, придумывает десятки мелочных требований к экономическим агентам, а с другой – расплывчато и неконкретно формулирует эти требования. Кроме того, законодательная и нормативная базы переполнены нелепостями и противоречиями.
Обсуждение доклада А.В. Новикова (время доклада 26 мин):
Анохин А.Г.: После доклада Анатолия Васильевича становится понятным, откуда образуются эти дикие свалки. Пройти все то, что требует законодательство, невероятно сложно. И результат – самосвалы с замазанными номерами темной ночью «размещают» отходы в ближайшем лесу.
Ходяков Г.М.: Каков период действия лицензии и лимита на размещение отходов, выдаваемых предприятию?
Ответ: Пять лет при обязательном ежегодном продлении, условием которого является неизменность технологического процесса, использования сырья и объемов производства. Таким образом, условием продления лимита на размещение отходов является, по существу, стагнация производства. На пять лет это законодательством заложено. Иначе, всю процедуру получения таких документов необходимо проходить заново.
Нормативно-правовые акты в процессе становления рынка земли
И.Н. Барановский, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой агрохимии и почвоведения Тверской государственной сельскохозяйственной академии
В Тверской области за последние 13 лет общая посевная площадь под сельскохозяйственными культурами уменьшилась на 637,3 тыс. га, или на 43,2 %. Во всех административных районах значительная часть земель сельскохозяйственных угодий вышла из активного использования. Произрастающая на них в основном сорная растительность не убирается, поля все больше обсеменяются сорняками, одновременно происходит зарастание их кустарником и даже мелколесьем. Из всех 5 категорий функционирующих землепользователей (коллективные хозяйства, крестьянские (фермерские), личные подсобные, садоводы, огородники) наибольший вывод земель из сельскохозяйственного оборота произошел в коллективных хозяйствах.
Тенденция в этом отношении не только не улучшается, а наоборот усугубляется. Если не принимать никаких радикальных мер, то уже через 5-7 лет пахотные угодья области снизятся до 25-30 % от их общей площади. Следует отметить, что уменьшение эксплуатируемой пашни не вызвало роста урожайности возделываемых на ней культур, происходит падение валового выхода продукции полей. Заработная плата на селе в ряде хозяйств часто составляет 400-500 рублей в месяц. При сложившихся правовых отношениях на землю, когда она находится в ведении коллективных хозяйств, или даже разделена на земельные паи без их выдела в натуре, а также при существующей ценовой политике на сельскохозяйственную продукцию действующая до последнего времени система землепользования оказалась крайне не эффективной, и ее необходимо было менять.
Для нашей области уместным оказался Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 7 июля 2003 г., продублированный Законодательным собранием Тверской области «О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области» от 30 октября 2003 г. Согласно принятым законам земли сельскохозяйственных угодий приравниваются к любому другому товару и могут свободно выставляться на продажу. Ввиду того, что в коллективных хозяйствах они разделены на паи, то продавцами будут и собственники земельных паев. Вопрос состоит лишь в том, что на местности они не везде выделены. Чтобы это сделать в настоящее время, требуется уплатить разного рода налоговые пошлины в размере 22-27 тысяч рублей. Многие сельские собственники земли даже такими деньгами не располагают, и, соответственно, их земельные наделы не могут быть выделены. Это способно стать сдерживающим фактором продажи земли владельцами земельных паев. Одновременно здесь заложен механизм, когда состоятельные люди возьмут на себя все хлопоты по оформлению земельных выделов сразу у нескольких владельцев паев, чтобы затем купить их, уплатив совсем не адекватную стоимости земли цену.
В соответствии с законом юридическим лицам разрешается приобретать в собственность в границах муниципального образования до 10 % имеющихся в нем земель сельскохозяйственного назначения. В отдельных районах области площадь только пашни составляет свыше 80 тыс. га, и один человек может иметь 8 тыс. га пахотных угодий.
Собственник земли не имеет права менять ее целевое назначение, что же касается продуктивности, то об этом в вышеназванных законодательных актах ничего не говорится, хотя для общества совсем не безразлично, насколько эффективно земля будет использоваться. Нам бы хотелось, чтобы владелец земли беспокоился о ней, постоянно повышал плодородие, проводил работы мелиоративного комплекса, не допускал снижения, а лучше добивался повышения урожайности возделываемых культур. Такой подход будет способствовать успешной работе не только самого владельца земли, но и благосостоянию всех жителей области. Вместе с тем, может оказаться и такой, который в условиях современных материально-технических трудностей не станет утруждать себя заботой о воспроизводстве почвенного плодородия, что с учетом наших почвенных и природно-климатических особенностей является весьма затратным. Его целью будет использование по максимуму существующего в почве плодородия. Так, приобретя землю с продуктивностью 20-25 ц/га зерновых и задействовав только систему обработки, можно в течение 5-7 лет получать урожаи не ниже 17-15 ц/га, расходуя приобретенный запас плодородия. В последующее десятилетие почва будет снижать продуктивность возделываемых культур, вплоть до 5-6 ц/га, что приведет к резкому падению валового выхода растениеводческой продукции. Но если земельный надел засевается, предъявить претензии к собственнику земли оснований не окажется.
В качестве возражения можно выдвинуть тезис, что в этом не заинтересован сам землевладелец, поскольку такая работа приведет его к банкротству. Тем не менее, с учетом наших современных реалий нельзя исключать, что состоятельные люди будут приобретать землю «по случаю», чтобы обезопасить свой капитал от возможного дефолта. А для прибыли и повышения благосостояния у них могут быть другие источники дохода. Но если подобное приобретение земли примет массовый характер, то это выразится в дальнейшем снижении выхода сельскохозяйственной продукции, и в результате пострадает общество в целом. Это подтверждает относительно невысокий сбор зерна в стране в 2003 г., повлекший существенное увеличение цены на хлеб и хлебобулочные изделия.
Из сказанного напрашивается необходимость принятия соответствующих подзаконных актов государственного контроля не только за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, но и за уровнем их плодородия, от которого зависит величина получаемой урожайности. При таком подходе регион сможет страховать себя от неожиданностей, которые могут возникнуть, если землевладельцы не станут восполнять плодородие почвы, и это чревато снижением валового выхода необходимой продукции. Такие правовые акты могут быть приняты местной законодательной властью. В области функционирует государственный центр агрохимической службы (ФГУ ГЦАС «Тверской»). За годы своего существования (с 1964 г.) он накопил большой опыт проведения агрохимического обследования почв, позволяющий отслеживать их плодородие; в определении эффективности используемых удобрений, в расчете величины урожайности, которую можно получить с учетом плодородия почвы и применяемых удобрений. Для использования возможностей данной службы потребуется решить вопрос о частичном финансировании ее из областного бюджета, хотя необходимые затраты на это не слишком велики.
Более чем 20-летний опыт лучших коллективных хозяйств области, а также многих крестьянских (фермерских) свидетельствует, что существует тесная корреляционная зависимость между уровнем плодородия почвы и продуктивностью полей. Постоянно высокие урожаи возделываемых в полевых севооборотах культур получают в колхозах «Мир» Торжокского и «Красный октябрь» Санковского районов, ОАО «Калининское», СПК птицефабрика Завидовская. Почвы этих хозяйств хорошо окультурены внесением в них необходимого количества удобрений и средств химической мелиорации. Высокоплодородные земли в меньшей степени зависят от капризов погоды и позволяют в любой год не допускать обвального снижения выхода растениеводческой продукции. И наоборот, традиционно низкие урожаи имеют в тех хозяйствах, земли которых не обладают высоким плодородием, даже если там пытаются применять прогрессивные приемы обработки почвы и ухода за культурами.
Специалисты агрохимслужбы способны не только определять агрохимические показатели земель сельскохозяйственных угодий, но и рассчитывать величину урожайности, которую на конкретном паспортизируемом участке можно иметь с учетом его характеристики. Агрохимическому обследованию необходимо подвергать все почвы сельскохозяйственного назначения, вне зависимости от их современного использования и формы собственности.
Материалы агрохимического обследования почв и расчетный уровень урожайности на них, на наш взгляд, должны находиться в районных управлениях сельского хозяйства, а также, возможно, и в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, осуществляющему надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения. Сотрудникам управлений целесообразно проводить контроль в муниципальных образованиях за уровнем продуктивности всех земель, находящихся в их пределах, в том числе и являющихся частной собственностью юридических лиц.
При таком подходе принятия подзаконных актов применительно к основному закону об обороте земель органы областной власти будут иметь возможность обезопасить всех жителей от снижения продуктивности земель сельскохозяйственного назначения, которые в ближайшие годы в значительных объемах перейдут к частным лицам.
Обсуждение доклада И.Н. Барановского (время доклада 15 мин):
Бугров А.Г.: Почему в Тверской области умерло льноводство?
Ответ: Льноводство у нас еще живо. В советские времена Тверская область давала четвертую часть всего льна, выращиваемого в СССР. Сейчас с учетом существенного сокращения объемов выходит, что мы даем уже треть российского льна. В лучшие времена в области засевали 140 тысяч гектаров льна. В последние годы засевается только 20 тысяч.
Бугров А.Г.: Остались ли льнозаводы в области?
Ответ: Да, они есть. Проблема заключается не в отсутствии льнозаводов, а в плохом качестве сырья. Лен – это трудоемкая культура, требующая больших вложений. К счастью, в Тверской области принята программа поддержки льноводства, и можно ожидать улучшения финансирования этой сферы.