ГлавнаяСеминары (1-12)УчастникиО музееКонтакты и ссылки

 

1-56-1011-12 
Семинар № 8, части:1234

8Вокруг света на яхте "Апостол Андрей"

28.02.2003 г.

1Предисловие

часть 1

2Кругосветки «Апостола Андрея»: хроника событий
3 Из воспоминаний капитана яхты Н.А. Литау

часть 2

4Воробъев В.М. Вокруг света на яхте «Апостол Андрей»

часть 3

5Киреев В.В. Вся моя жизнь – сплошной поход
6Смирных Р.Е. Письма из Мирового океана

часть 4

7Тарантов А.С. Уникальная коллекция камней в дар музею

Из воспоминаний капитана яхты Н.А. Литау

Если не знаешь, куда плыть,

то никакой ветер не будет попутным

Сенека

Первое плавание (1996-1999 гг.)

Каждая история имеет свою предысторию. Когда и как появилась идея кругосветного плавания, в маршрут которого входила бы и трасса Северного морского пути, сегодня уже не вспомнить. Возможно, тогда, когда, прочитав немало книг о путешествиях и путешественниках, я понял, что подобное плавание – едва ли не последнее, еще не совершенное под парусом. А может быть, незаметно для меня самого в этот дерзкий проект оформлялись мои детские мечты, свойственные любому мальчишке, – мечты о дальних странах и романтичес­ких приключениях. И сама жизнь потихоньку подталкивала меня к тому, чтобы изменить привычное течение жизни, посылая, как знаки, казавшиеся мне случайными встречи и знакомства, без которых, пожалуй, не было бы ни «Апостола Андрея», ни его четырех океанов, ни всей этой истории.

…Море испытывает людей не только на прочность и «уживчивость». Яхтсмен должен многое уметь. Приглашая в команду Александра Киреева, я уже знал о его человеческих и деловых качествах. Саша умеет практически все. Он – то редкое исключение, про которое в народе говорят: «мастер золотые руки. Так оформился костяк будущей команды. Аркадий стал старшим помощником капитана, Александр ваял на себя функции моего второго помощника. Весной в команду пришли Игорь Балдин, Владимир Киреев и Виктор Мурашов. С этого момента кто-нибудь из членов экипажа постоянно работал на яхте. Ребята проводили на заводе по 12-13 часов, и во многом благодаря их энтузиазму дело, казавшееся уже безнадежным, стало заметно продвигаться вперед.

Вообще желающих отправиться с нами под парусом вокруг света нашлось немало. Но многим пришлось отказать. Главным критерием были не только и не столько физические данные. У кого-то недоставало терпения, другим плавание под парусом представлялось исключительно в романтическом свете, третьи уходили сами, узнав, что проект наш некоммерческий, и придется на длительное время оставить работу и найти способ обеспечить семью…

Расходы на путешествие непомерно росли, а имеющихся в наличии средств было явно недостаточно, чтобы достроить лодку. Мы, конечно, не сидели сложа руки. Используя любую возможность, старались завести знакомства в деловых кругах и привлечь к финансированию нашего предприятия серьезных людей. Первой структурой, поддержкой которой заручился Клуб «Приключение», стала администрация Твери… Если бы в первый год строительства город не погасил задолженность заводу штампов, неизвестно, чем бы завершилась история этого приключения и вышел ли бы когда-нибудь «Апостол Андрей» в море.

По велению все той же судьбы, щедрой на неожиданные встречи, в приемной главы города мы познакомились с Сергеем Павловичем Польшиковым, председателем правления ВОСК. Он и стал нашим первым и надежным спонсором. Сергей Польшиков включил в общую работу директора агентства культурных связей «Созвездие» Владимира Ершова. Тот стал куратором строительства, при его непосредственном участии в Твери состоялась первая официальная презентация проекта «На яхте по четырем океанам». Сергей Польшиков представил меня и Евгению Морозову, сотруднику компании «Плаксон», дочерней фирмы всемирно известной компании «International», специализирующейся на производстве красок…

…Но это – наше будущее. А пока 31 июля 1996 года, после трех лет праведных трудов, трех лет надежд и сомнений яхта, еще безымянная, покидает свое пристанище. Говорят, уезжать в дождь – хорошая примета. Таких ливней, какой случился в тот день в Твери, я, кажется, не видел за всю мою жизнь. Выехав из ворот завода, омываемые сплошными потоками воды, дождавшись милицейских машин сопровождения, мы медленно двигались в сторону речного порта, где 9 августа спустили наше детище на волжскую воду…

Первое плавание началось 14 ноября 1996 г.

14 января 1997 года

Старый Новый год. Два месяца, как мы в пути, и пять суток, как покинули Лиссабон. За пять суток проник 500 миль по генеральному курсу. Пережили и штили, и циклон, и сегодня идем хорошим погожим днем, вода и воздух по +20С, веселые облачка по всему небу. Доктор стоит на руле, а Саня ремонтирует парус.

Доктор выдернул нас на палубу, навстречу шла туча с дождем и шквалом. Взятие рифов на двух парусах заняло у нас меньше десяти минут, так же, как и последующая отдача. Приобрели сноровку.

А до этого было пять суток пути в открытом океане, первый наш такой перегон. Вначале около суток изматывал штиль, затем было двое суток хорошей погоды, благоприятный ветер. Ночью было чистое звездное небо, изучал и запоминал новые для меня созвездия. Было просто сказочное свечение моря. Буруны, расходясь от яхты, долго еще мерцают зеленым светом. За кормой из-под днища вырывается сноп зеленого огня, как будто мы идем на реактивной тяге. Волна, накрывая бак жидким пламенем, растекается, мерцая, по палубе. Вероятно, все это предвещало дальнейшую встречу с циклоном.

Давление двое суток медленно падало, ход был хорошим, несмотря на волну и бейдевинд – 140 миль в сутки. Два раза видели проплывающих черепах. Однажды утром Игорь нашел на палубе маленького кальмара, и в этот вечер при взятии рифов ему же за шиворот влетела с волной рыба – сарган, как потом выяснили. И то, и другое Игорь съел…

20 февраля 1997 года

Одно из самых значительных событий нашего плавания позади. Вчера в 12.40 мы пересекли экватор. И не просто экватор, а точку, где он пересекается с Гринвичским меридианом. Пуп Земли! По этому случаю был организован праздник…

Найденный нами оранжевый буй был расписан под «Пуп Земли».

Вот только что Игорь оторвал от записей криком: «Кит, кит!» Выскочили все на палубу. Слева по борту, метрах в 40-50, не спеша плывет кит. Хорошо видны спина и плавник. Похоже, кашалот. Долго еще сзади виднеется фонтан и облачко пара.

Сейчас 12 часов пополудни. Ну, продолжим о вчерашнем. Николай исполнял роль Нептуна, все прыгали за борт и резвились на «пупе». Пришли на него с точностью до тысячных долей минуты по GPS. На штурвале стоял Александр Киреев. Все получили дипломы, удостоверяющие наше посещение «пупа», и печать Нептуна.

14 марта 1997 года

Закончились 4 месяца похода… Лавировочные свойства лодки отвратительные, угол к ветру 60°, вот и ходим поперек. По треку 120 миль, по генеральному 45-60. Последние шесть дней дул ветер в 6-7 баллов. Как 8-го зарядил, так только сегодня начал скисать, пару суток ниже 16 м/сек не опускался. И все, конечно, точно в морду, градус в градус. Несли зарифленный грот, бизань, стаксель № 3.

Сейчас полностью разрифили грот. Надо готовиться к другому стакселю. Почти стопроцентная влажность, все сразу намокло. Всюду течет, как решето. Воды, в общем-то, немного, но из-за плоского днища она катается, как на подносе, противно.

Вчера закончилась пресная вода в танках. Сегодня подсчитали с Николаем бутылки и канистры, осталось около 200 литров воды и 40 литров молока. Ввели новую норму: 10 литров воды и 2 литра молока на день. Надеюсь, что уже через семнадцать дней будем в Кейптауне (три дня – резерв)…

26 апреля 1997 года

За кормой 1600 миль по генеральному. Треть пути пройдена. Острова Принца Эдуарда прошли в 120 милях с севера. Сейчас подходим к островам Крозе, осталось миль 60 до ближайшего острова Пенгуэн, самого крохотного в этой группе. Пойдем южнее архипелага. А там в 800 милях впереди остров Кергелен. Вначале мы должны были его оставить к югу, как о-ва Крозе, но ветер заставил нас спуститься южнее на лишних пару градусов. И ортодромия пролегла южнее Крозе, по Кергелену, Осталось чуть довернуть, на 5" к югу – и мы оставляем остров Кергелен к северу и проходим в 1-5 милях от его главной бухты, где расположен Порт-о-Франс.

Давно меня разжигает желание посетить эти острова на краю земли. Покупая карту в Кейптауне, я уже, собственно, принял решение зайти на них. Ну а тут еще и ветровая обстановка подталкивает. И мужики хотят этого же. Киреев намекает, что во Франции не были, а Аркадий молчит, зная после нескольких стычек, как я болезненно отношусь к лишним заходам. И оба говорят о том, что в этих краях вряд ли когда уже доведется бывать. Может быть. В конечном итоге я вчера объявил, что заходим. Завели новый курс в GPS, хотя он был у меня уже с неделю как готов. Путь удлинился на 8 миль (это при общих 4700), плюс 15 миль до порта внутрь острова. Остальная часть команды отнеслась к нашему решению с удовлетворением.

21-го к вечеру наконец-то задуло и продержалось так больше трех суток. 24-го прошли за сутки 174 мили. А за трое – около 500 миль. Но вчера с обеда после усиления до 20 м/сек ветер повернул влево и скис, пошел дождь. Дальше ветер еще довернул и теперь дует с юго-востока, почти точно нам навстречу. И льет дождь. На карте ветров и течений в этом ме­сте указаны ветры от W – 50 % и от NW и SW – по 25 %, и все! Ну как обычно на «Апостоле»: если в лоции говорится о встречных ветрах, то это выполняется неукоснительно и никаких аномалий, если же со встречных румбов ветров нет, они будут в наш приход. И вот здесь, где преобладают ветры с веста, мы за две с половиной недели их почти не видели…

2 мая 1997 года

Позади половина пути от Кейптауна до Австралии. В России весна, праздники. А здесь осень, и близится зима. Мы, конечно, и на юг здорово забрались, дошли почти до 50° S.

Температура воды и воздуха колеблется около + 6-7°С, сегодня впервые достигла отметки +5°С. Здесь и летом не жарко, но все-таки не так, как сейчас, и светлого времени больше. Теперь же после шести вечера на яхте тьма. Аккумуляторы опять выдыхаются. Заряда, полученного в Кейптауне, хватило на две недели. Расчет на ветрогенератор не оправдался в этот раз совсем. Курсы в основном полные, и сила ветра за эти без малого четыре недели была в основном 5-6 баллов. В такой ветер да на полных курсах «карлсон» стоит, как монумент.

Достали газовую горелку, подключили к одному из баллонов, пару раз включали. Горит она хорошо, но на сколько хватит газа никто сказать не может. Поэтому включаем горелку часа на полтора, за это время успеваешь только кое-что подсушить и градуса на 3-4 поднять температуру в корме. А выключишь – и сразу все остывает. В этом отношении двигатель греет лучше. После двухчасовой работы он еще долго отдает тепло, и полдня рядом с ним сносная температура.

Сейчас после вахты и приема пищи почти сразу залезаем под одеяло и лежим до следующей вахты. Хотел иметь три лета подряд, а получил две осени (поздних) да еще и в Петропавловске, наверное, третью.

Ну а пока подходим к острову Кергелен.

Ветер за сутки сделал поворот почти на 360° от N до OSO и сейчас для нас неблагоприятен. Я рассчитывал числа третьего быть в Порт-о-Франсе, а теперь, наверное, пару суток будем лавироваться вдоль острова. До него осталось около 15 миль, и, если бы был день, мы, наверно, видели бы его вершины. Гора Генри на ближнем к нам полуострове имеет высоту 1261 метр и покрыта ледником.

Из животного мира пока наблюдаем только птиц. Сегодня появилось еще два новых вида буревестников или альбатросов – кто их разберет: белые тела и огромные черные крылья. Но самая красивая птичка размером с сороку – снизу белая и с черной каймой по периметру крыльев, а сверху расписана черно-белым орнаментом. Похоже на опознавательные знаки на крыльях. Один раз Николай видел какого-то ластоногого, говорит, крупных размеров. Может быть, морской лев. Наши познания животного мира оставляют желать много лучшего.

Интересно, что ждет нас на Кергелене. В эфире пока тишина. Но вчера ночью, впервые после юга Африки, мимо нас прошло два судна…

Кергелен – это архипелаг, в основном гористый (вулканического происхождения). Только небольшая восточная часть его низменная, покрыта озерами, болотцами и реками. Здесь в бухте Морбихай расположен Порт-о-Франс – столица Южных территорий. Побережье изрезано бухтами, много якорных стоянок, защищенных от тех или иных ветров.

Из животных, кроме тех, что я уже называл (кролики, муфлоны, альбатросы, морские слоны), есть еще колонии морских птиц, на мысе Ратманова колония королевских пингвинов (около 60000), лежбища морских котиков, но их мы не видели. Видели небольших пингвинов, ныряющих в бухте. У королевских очень нарядная расцветка, нам подарили фотографии. Много одичавших кошек, которые охотятся за птицами, и уйма мышей, наверное, тоже завезенных людьми. Есть в Порт-о-Франсе роща из семи деревьев, и одно растет у госпиталя. Деревья напоминают тую или кипарис, привезены из Франции и выше плоских крыш домиков не высовываются. На площади стоит столб с табличками направлений и расстояний. До Москвы 12000 км…

30 мая 1997 года

Трагедия переходит в фарс, когда перебарщиваешь. Так и в нашем случае. Позавчера мы опять остались без руля.

Досадно, что это произошло в почти штилевые дни. Налетел один-единственный шквал, лодку резко привело, Левин попытался одержать – и все. Вначале мы думали, что отлетело перо, уж больно хлипко оно выглядело по сравнению с пером Кергелена, которое вообще разорвало по металлу. Но когда после обеда решили вынуть баллер, и я взялся за сектор, то сразу понял, что внизу нет ничего. Вынули остатки баллера – видим, что переломился 62-миллиметровый стержень, которым соединили на Кергелене две трубы и к которому теперь при помощи муфты присоединили распредвал. Какие же силы должны действовать на плавник, если пруток толщиной в руку ломает как спичку?!…

1 июня 1997 года

Вот и началась зима. И началась она штормом… А вообще-то много штормов нам здесь не пришлось пережить. До Кергелена вообще ни одного, за ним задуло. После выхода это третий шторм. Но похоже, что нас задело крыло, и со вторым не сравнить. Хотя еще не вечер и неизвестно, что будет дальше.

А пока в 16.23 пересекли сороковую параллель. Причем когда подошли к ней вплотную, яхта вдруг повернула точно на восток, замерла и пошла вдоль параллели. И затем, спустя несколько минут, как бы решившись, пересекла, наконец, черту.

Еще один рубеж взят. Пройдены сороковые. Усеяли дно рулями, числом три. И на сегодняшний день более 600 миль пройдено без руля или с чем-то, похожим на руль…

Вышли мы из Фримантла в 12.10 8-го июля. Сам переход проходит довольно успешно. Пройдено уже 1300 миль, средняя скорость около 140 миль в сутки. Ветер попутный, и почти все мили пройдены по курсу. Вот только со вчерашнего дня ветер стихает, и показатели ухудшаются. Но менее 100 миль в сутки еще не было…

26 августа 1997 года

Вот мы и в Меланезии. Сбылась мечта. Для меня Океания всегда была наиболее интересным и романтичным местом на Земле.

Последние три дня перехода были самыми динамичными – 180 миль в сутки. В ночь на 22 августа мы подошли к острову Гвадалканал, центральному в группе Соломоновых островов…

3 сентября 1997 года

До Колонии осталось 90 миль. Движемся, против ожидания, достаточно быстро, делая в среднем до 130 миль в сутки и более. Ветер хороший, но очень неровный – от штиля до 6-7 баллов и обратно. За день приходит несколько тропических шквалов разной силы и продолжительности. Как правило, почти все с ливнями. Так что пресной воды в избытке. Моемся под дождем не один раз в сутки.

Этот экватор сильно отличается от экватора на той стороне Земли. Если там мы спали на палубе, овеваемые теплым ветерком, то здесь – в мокрых от пота койках при задраенных люках. Некоторые, правда, в койках, мокрых от морской воды, протекающей через люки…

7 сентября 1997 года

Продолжаем идти в почтительном отдалении от тайфуна «Gliwa». Хорошо иметь свой тайфун, идешь, как прилипала с акулой. Беспокойно, трясет и кидает, но зато другие не наезжают. Главное – самому не влезть глубоко. Мы сейчас находимся милях в 500 слева от него, в наиболее безопасных четвертях. Если бы немного поотстать, удалось бы идти полнее, а так идем в бейдевинд левого галса, параллельно нашему другу или подруге. Наши пути почти совпадают, но не совсем. Нам нужно градусов на 20 к югу, но «Oliwa» не отпускает от себя, как рев­нивая красавица. Не очень хотим подходить к ней ближе, ветер в центре достигает 140 узлов, кошмар! А здесь около 25-30 узлов. И выносит нас к острову Сайпан. Если в ближайшие два дня направление ветра не изменится, придется отказаться от посещения Гуама. Может, это перст. Борются два желания: посмотреть побольше и быстрее идти вперед; хочется домой, да и зима надвигается. Сторонник первого варианта Аркадий, сторонник второго Вячеслав, остальные мужики где-то посередине. С этим связаны разногласия в команде…

20 сентября 1997 года

Начался последний переход, протяженностью 2400 миль, СайпанПетропавловск-Камчатский. Решил больше никуда не заходить. Времени осталось немного, да и денег тоже. Переход начался с попутного ветра, затем сутки полного штиля и хода под дизелем. К сожалению, такое расстояние нам под дизелем не одолеть, не хватит топлива. И вот теперь идем в лавировку. Ветер дует навстречу с точностью до градуса и к тому же слабый.

Переход от Понапе до Сайпана совершили за неполных девять суток. В порт Сайпан пришли в 8.30 местного времени. Попытки вызвать портконтроль на 16-м канале ни к чему не привели. Пришлось швартоваться без предварительного согласования. Встали у причала, обозначенного в лоции как причал «Т», но уже порядком реконструированного. После получасовых поисков начали появляться чиновники, общим числом 6, представляющие 5 (или 4?) различных ведомств…

Не знаю, как другие, а я, наверное, буду с досадой вспоминать конусы вулканов, прошедших в каких-то 30-40 милях от нас. Доведется ли когда еще ходить в этих краях!?. Ясно, что если еще когда-нибудь будем в Тихом океане, то надо быть более подготовленным и иметь побольше времени. Наш опыт для России чуть ли не уникален. Мы первые российские яхтсмены на Понапе и вторые в Хониаре и на Сайпане. Хотя последний лежит всего в 2000 миль от Владивостока

30 июня 1998 года

…28-го в 15.20 отошли от Озерковской косы в Петропавловске-Камчатском. Планировали в 15.00, но подвели пограничники. Все было согласовано, всех посетил, с утра перезвонил, подтвердил, что уходим, и в итоге более получаса разбирательств по телефону, пока командующий вице-адмирал В.Ф. Дорогин не дозвонился пограничному генералу. После этого примчался обиженный прапорщик, и в пять минут все было улажено.

Последние слова, и мы отходим. Провожать нас отправилось около сорока журналистов на посыльном судне «Авача». Поснимали со всех сторон, дошли до «Трех Братьев», и далее мы одни.

Пока все работает. Радар, навигация. Лабутин наладил нам радио, включая и прием факсимильных карт. Разобрались с Японией, мы ее не получали в прошлом году. Все дело в приеме на одной боковой полосе…

2 августа 1998 года

Не писал больше месяца. Все-таки я не писатель. А за этот месяц мы побывали на Командорах, провели три интереснейших дня, быстро дошли до Провидения и проторчали там почти три недели. Инициаторами нашего стояния явились все те же два старых друга, теперь они написали письма капитану порта Провидения и в администрацию Севморпути. Страсти в Москве кипели, телеграммы летели туда и обратно, больше 1000 рублей потрачено на переговоры и факсы только на почте, а еще связь по Инмарсату. Там, я думаю, значительно больше.

В конечном итоге «Апостол Андрей» вновь в походе, враги посрамлены.

Сегодня в 01.54 пересекли Северный полярный круг, а поутру Юрий Гаврилов оповестил о первых льдинах в полумиле слева от нас. После чего чуть не наехали на моржей и продвигались среди них более часа.

Как будет дальше, предсказать невозможно, но свершившийся факт – мы плывем в четвертом океане, Северном Ледовитом

Добрались до бухты, перебрались через речушку – и вот мы у могилы Витуса Беринга. Точнее, у небольшого кладбища. Рядом с командором похоронены его товарищи. Стоят два креста – православный и католический…

Безлюдные, дикие места, трудно представить себе положение людей, потерпевших здесь крушение более двух веков назад.

Последний день на о-ве Беринга. С утра все идем в музей. Он содержится в хорошем состоянии, экспозиция интересна. В отделе, посвященном Берингу, бюст работы В. Звягина, Аркадий предлагает передать музею бюст Чернова, что находится на яхте второй год, и уже не вспомнишь, как он у нас оказался и зачем. Договариваемся с Бутовой и директором музея, что передадим бюст в музей в 17 часов, а пока идем в баню к пограничникам отмывать грязь двухдневной езды на вездеходах. По пути заходим на почту отштамповать конверты и послать весточки домой. Заходит туда же Надежда Григорьевна – просит у меня кого-нибудь из команды. Посылаю Саню с Ромой. Оказывается, нам дарят половину оленя.

Отходим утром 4-го. К 9.00 съезжаю на берег. Встречаюсь с директрисой музея. Передаю ей дарственную на бюст. Получаю в подарок банку маринованой морской капусты…

25 сентября 1998 года

…Мы прошли половину Севморпути и практически полностью три арктических моря. От точки с координатами, что вынесены выше, до наивысшей точки нашего плавания подать рукой – сутки-двое хода. Но увы!

Час назад я получил указание штаба моропераций (Николая Бабича) поворачивать назад на зимовку. В проливе Вилькицкого встал молодой лед, причем не нилас, а серо-белый, что для нас непроходимо. Надежды на циклон, что должен был принести южный ветер, не оправдались, ветер будет с северо-запада и забьет пролив, плюс ко всему, еще и старыми льдами, А была надежда...

31 июля (1996) 1999 года

Ошибся в написании года, потому как думал о событиях трехлетней давности – дне, когда выезжали из ворот вагонзавода. А сейчас находимся в юго-западном углу моря Лаптевых. Приходим сюда во второй раз за последние дни.

28-го поутру дошли до острова Песчаный. По форме он похож на классические атоллы, имеет кольцевую форму, возвышается над уровнем моря незначительно – до 2 м. Внутри лагуна и три прохода в нее. Внешне – тихоокеанский атолл, но нет кораллов, пальм и акул, а есть песок, плавник, льдины и моржи. Вообще ближе пяти миль к острову подходить нельзя – лежбище моржей. Но очень хочется, да мы, думаю, не очень их и потревожили. Моржи – существа любопытные, и по одному, парами, а то и группкой подплывают к яхте совсем близко и разглядывали нас. Иногда гонятся за нами…

После сеанса связи сделали поворот и вновь пошли к Песчаному. В полночь 30 июня на вахту встал Аркадий, и сразу же перешли на дизель. Обстановка ледовая была непростая, но и топлива мы сожгли порядком, а от Диксона почти так же далеки, как были. Все 30-е шли, то заходя в поля льда, то выходя на чистую воду, но к дизелю после утреннего разговора больше не прикасались.

К сегодняшней ночи подошли с севера к острову Песчаному. Решили обогнуть его с востока. И, наконец-то, вырвались изо льдов! Обогнув Песчаный, легли на курс 263°, на пролив Восточный, что к югу от острова Большой Бегичев. И вот буквально в сию минуту (12.35) раздался возглас Сергея, стоящего на руле: «Капитан, земля!» Это уже Бегичев. До него около 15 миль.

После обеда войдем в пролив, если он чист, и начнем огибать Бегичев с юга, с тем, чтобы встать внутри Хатангского залива, а потом, может быть, пройдем к острову Преображения, где полярная станция. И надо еще подготовить сообщения для «Яхтсмена», Ершова и «Радио России»…

1 августа 1999 года

Начинается август, месяц моего рождения, месяц рождения нашей яхты, месяц надежд. Хочется верить, что в этом месяце мы будем по ту сторону пролива Вилькицкого.

А пока отстаиваемся в ветровой тени о-ва Большой Бегичев. Подошли к нему вчера к ночи, вошли в Восточный пролив, который оказался чистым, и затем решили срезать, пройдя проливом Пионер между о-вами Большой и Малый Бегичев. Но увы – уперлись в косу, соединяющую оба острова, и в льдины, сидящие на ней. Глубина у этого барьера 3,1 м и сильное, узла 2-3, встречное течение между льдинами. Вернулись назад, по­шли дальше в Хатангский залив, обогнули Малый Бегичев, подошли к Большому Бегичеву со стороны Северного пролива. По пути нам попались небольшие поля льда. Все прошли под парусом, в лавировку…

7 сентября 1999 года

Мы вновь в море, теперь уже в Баренцевом.

А позади и триумф, и позор.

2-го в 20.30 по судовому времени мы вошли в Югорский Шар. Северный морской путь пройден! В последние часы от Карских Ворот до Югорского Шара встречались отдельные льдинки, полосы льда. Но все это уже не представляло препятствия. И было грустно с ними прощаться…

16 октября 1999 года

Полночь, входим в порт Хорсенс.

Будем в нем около трех ночи. Довольно часто приходим как-то не очень удачно. Ждут нас завтра, теперь уже сегодня утром. Приготовлена какая-то программа, прием в мэрии, ланч в судоходной компании и т.д. Посол России в понедельник прибудет тоже, а 22-го мероприятия в Копенгагене. Программа насыщенная. А времени очень мало осталось до 14.11, когда хотелось бы финишировать. И все это дурацкое сидение в Мурманске! Да и у Норвегии не повезло с погодой.

Только после выхода из Лейрвика и был хороший ветер, попутный и свежий. До Скагена долетели быстро, а по Каттегату шли не спеша, в прогулочном режиме. Легкий благоприятный ветерок, и никакого волнения. Днем солнце, ночью звезды. Мужики, в особенности Костя, мечтают о такой погоде до Питера. Идем уже проторенными дорожками, вспоминаем, как было здесь три года тому назад.

14 октября в 09.35 (11.35 по московскому времени) пересекли свой след у мыса Скаген. Кольцо замкнулось!!!

Дал сообщение всем своим корреспондентам. Получили по­здравления.

Теперь возвращение домой. И начнется оно с Хорсенса – первого захода в 1996 году.

7 ноября 1999 года «Апостол Андрей» триумфально финишировал в Cанкт-Петербурге.

В результате этого предприятия были установлены 3 мировых peкopдa: 1) впервые совершено кpyгocвemнoe путешествие в меридиональном направлении, 2) впервые парусная яхта побывала во всех четырех окeaнах планеты, 3) впервые на парусной яхте совершено сквозное плавание по трассе Северного морского пути.

Второе плавание (2001-2002 гг.)*

16 июля 2002 года

… «Апостол Андрей» … покинул рыбный порт гостеприимного города Петропавловск-Камчатский.

27 июля 2002 года

В 11:10 пересекли 60-ю параллель. … Пятидесятые «Апостол Андрей» покидал с почетным эскортом стаи китов-горбачей. Они шли параллельно нам несколько часов, постепенно приближаясь, а за 60 параллелью отвернули на восток. На смену им пришел долгожданный попутный ветер. Мы подняли все паруса, остановили надоевший дизель и устремились к Берингову проливу…

1 августа 2002 года

Август «Апостол Андрей» встретил в проливе Беринга, на границе между Тихим океаном и Северным Ледовитым.

Тихий океан мы пересекли по самому длинному пути: от моря Беллинсгаузена, омывающего берега Антарктиды, до Берингова моря, северней которого начинается Арктика. Мне кажется глубоко символичным, что самое южное и самое северное моря Великого океана названы именами российских мореплавателей. Достойная оценка вклада россиян в открытие и исследование земель лежащих в высоких широтах, у обоих полюсов Земли.

Для нас эти два моря оказались совершено разными. Если в море Беллинсгаузена свирепствовали ветры штормовой силы, которые вытягивали жилы из экипажа, то в Беринговом, изматывая нервы, господствовали штили…

«Порт Провидения — ворота Арктики» — такая надпись встречает каждое судно, входящее в бухту Комсомольская, на берегу которой расположен поселок и порт. В советское время так и было, собственно порт и был основан в 1938 году для нужд Севморпути. Старожилы еще помнят не такое далекое время, когда на рейде, ожидая каравана в Арктику, стояло до пятидесяти судов…

На следующий день, завершив поутру дела и убедившись, что генератор не оживить, я повел ребят в местный музей. Музей в Провидения хорош: несколько интересных экспозиции, рассказывающие о быте чукчей и эскимосов, об истории поселка, выставка картин и фотографий. Есть вещи уникальные: череп моржа с четырьмя клыками — единственный в мире. Служат в музее интересные и самоотверженные люди…

2 августа 2002 года

…В полдень 2 августа прошли мыс Дежнева — самую восточную точку Евразии, а в 17:40 по судовому времени, которое на тот момент совпадало с Камчатским, "Апостол Андрей" пересек Северный полярный круг. Почти три года спустя мы вернулись в заполярные широты. И вновь наш арктический поход начинается в Чукотском море. Только новый путь расходится с маршрутом 98-го года. На этот раз мы отклоняемся к востоку: в сторону Аляски и далее в Канадский Арктический архипелаг, на Северо-западный морской путь. Российская яхта впервые идет в эти воды…

В момент пересечения Полярного круга новичков, не плававших за ним, а таковых у нас трое (Виктор Гомза, Юрий Завражный и Дмитрий Зюзьков), приветствовал северный Нептун в лице старпома. Морской царь поднес им по стакану воды из Ледовитого океана и предложил на закуску мантак (шкура кита, с прослойкой сала). Потом последовали напитки более приятные и закуски более привычные…

6 августа 2002 года

…На подходе к мысу Франклин льды уплотнились до 3-4 баллов, опустился густой туман, видимость упала до одного кабельтова. Пришлось встать на якорь, укрывшись за косой. До мыса Барроу — самой северной точки Аляски осталось 50 миль.

14 августа 2002 года

12 августа в 12 00 Апостол Андрей покинул Барроу и взял курс на север.

В 14 15 обогнули одноименный мыс, по меридиану которого проходит граница между Чукотским морем и морем Бофорта. Море Бофорта встретило туманом и пятибальными льдами, два белых медведя приветствовали нас, сидя на льдине и с любопытством взирали на яхту, затем сиганули в воду и поплыли в нашу сторону, но вскоре отстали…

Продвигаемся, непрерывно меняя галс, и протискиваясь в узкостях между льдинами …

17 августа 2002 года

К утру 14-го за кормой осталась бухта Гаррисон и с вместе ней чистая вода. Вновь появились льдинки, пока единичные, не препятствующие движению. По имеющимся данным так будет до бухты Прадхо, расположенной в 40 милях к востоку от бухты Гаррисон. Севернее бухты Прадхо открыто большое месторождение нефти …

Берег Аляски в этом месте преимущественно низкий, лагунного типа, на всем протяжении окаймлен отмелью с глубинами меньше 20-ти метров, усеянной островами и островками. В отдельных местах вблизи берега лежат песчаные низкие островки представляющие собой своеобразный барьер, отделенный от материка мелководными лагунами, лагуны манят чистой водой, но для нас недоступны: глубины в них 1-2 метра, мы же со своей осадкой вынуждены пользоваться прибрежной полыньей: узкой полоской воды между островами, косами и льдами, нависающими с севера…

… входим в бухту Демаркейшн. Глубины в проходе всего на полметра больше нашей осадки, не зря, все-таки, перед плаванием отрезали от фальшкиля этих полметра. Ещё полчаса и мы стоим на якоре, укрывшись за косой. А ещё через полчаса северный ветер усилился до 7 баллов, льдины начали наползать на косу, и вход в бухту закупорило…

20 августа 2002 года

… прошли около 40 миль и уткнулись в сплоченные льды на подходе к острову Хершел. Остров этот стоит поперек, и при ветрах с веста льды скапливаются у его западного берега. Нам не оставалось ничего иного, как ошвартоваться у подходящей льдины и отдаться на волю ветров и течений. Ветер работал исправно, и нас пронесло на восток со скоростью более узла в полутора милях севернее Хершела. Таким образом, миновали злополучный остров. На льдине, к которой мы были пришвартованы, оказалась снежница (талое озерцо), используя удобный случай, пополнили запасы пресной воды. Занимались этим до полуночи, перетаскав ведрами 400 литров…

К 14 часам исчезли все разводья и нас, затертых льдами, потащило на юго-восток. Льдины постоянно перемещаются вокруг яхты, вращаются, скрежещут о борта, наваливаются на перо руля. … Вскоре дрейф прекратился. Льды медленно двинулись на восток, слегка отклоняясь к северу, и мы с ними…

22 августа 2002 года

…Медведь был небольших размеров, по-видимому, молодой, находился от нас под ветром и водил носом, принюхиваясь к незнакомым запахам. Будучи натурами гостеприимными, мы сразу же достали сгущенку. Пробили в банке пару дырок, и Витя Гомза мощным броском отправил ее к медведю. Обнюхав банку, мишка взял ее в пасть, отнес на несколько метров в сторону, улегся на живот и начал облизывать. Полизав какое-то время и не сообразив как открыть, косолапый двинулся в сторону яхты. Перебрался через торос на нашу льдину и подошел к ледовому якорю. Ознакомившись с его устройством и обнюхав веревку, побрел вдоль борта…

31 августа 2002 года

…Утром подошли к ледовому массиву сплоченностью 9 баллов. Пришлось отойти к берегу и спуститься на несколько миль вглубь бухты Франклин, чтобы обогнуть массив с юга и выйти на чистую воду. Подойдя ближе к берегу, мы имели возможность наблюдать клубы дыма и пара, стелющиеся длинными шлейфами по всему побережью. Ночью были видны многочисленные огни. Но это не индейцы жарят бледнолицых. Дело в том, что участок берега к югу от мыса Батерст и примыкающие к нему невысокие, высотой 250-300 метров, горы Смокинг-Хилс сложены из битумных пород, в которых постоянно происходит возгорание сланцев. Они и дымят.

К вечеру вдвоем с Анатолием Семеновым мы съехали на берег: размяться и посмотреть, что за строения стоят на берегу. Часть из них оказалось оставленной полярной станцией, похожей на те, которые что нам доводилось видеть на нашем севере: такие же выбитые стекла, сорванные двери, но гораздо меньше мусора и совсем нет брошенных бочек. На косе у самой воды стоит домик, он оказался чем-то вроде охотничьей заимки. Людей не было, кусок проволоки заменял сорванный дверной замок. Внутри же было все, что необходимо для жизни в этих условиях. Мебель и кухонная утварь, телевизор и отопители, на полках стояли продукты, у видеомагнитофона — видеофильмы. В прихожей находился генератор фирмы «Ямаха», бензопила, строительные инструменты. Интересно на сколько минут можно оставить такой дом в России, чтобы, возвратившись, не обнаружить его совершенно пустым?

Пользуясь тем, что туман поредел, поднялись на вершину окружающих бухту холмов. Нашим взорам открылась великолепная картина: маленькая уютная бухта, окруженная скалистыми холмами, посредине остров высотой метров 10 с совершенно отвесными берегами, «Апостол Андрей» на якоре и разбросанные по всей бухте голубые и зеленые льдины самых причудливых форм. Более красивой бухты мне видеть не доводилось...

5 сентября 2002 года

…Моряки всех широт и континентов похожи друг на друга, всегда готовы оказать помощь и поддержку и вместе весело провести время. Когда мы собирались в Канадскую Арктику, то возникали естественные опасения, как там будет? Все-таки в нашей Арктике мы были у себя дома. Эти опасения оказались совершенно напрасными – все оказалось почти одинаковым: такие же доброжелательные жители, такая же аномально тяжелая ледовая обстановка... Так же нужно оформлять визы: и в Канаду, и на посещение Чукотки и Якутии. Только здесь разрешения нужны иностранцам, а у нас – своим же гражданам…

Кебридж-Бей выгодно отличается от Туктояктука чистотой на улицах и порядком возле домов… В школе небольшой краеведческий музей и выставка картин местных художников, отличная библиотека, в которой рядом с книжными стеллажами, стоит длинный ряд компьютеров. Детишки приходят после занятий читают, рисуют, играют…

В 19 часов покидаем Кембридж-Бей. На выходе из бухты, от берега к нам устремляется рыбаками. Подойдя к борту, они перекидывает на нашу палубу две здоровые рыбины и, пути, отваливают…

9 сентября 2002 года

…Ко входу в пролив Белло мы подошли на рассвете 8 сентября. Пролив отделяет остров Сомерсет от полуострова Бутия, а популярней: материк Северная Америка от Канадского Арктического архипелага. В проливе находится мыс Зенит – северная точка Америки, своеобразный анти-Горн. Широта его ровно 72 градуса и в этом он значительно уступает нашему мысу Челюскин, который расположен почти на 78 параллели. Белло представляет собой узкую щель, местами меньше мили, берега высоки (до 300 метров) и утесисты, глубины до 380 метров. Приливные течения в проливе следуют то на запад, то на восток, меняясь каждые 6 часов, и скорость их достигает 8 узлов. Чист ото льда он бывает редко, и лоция говорит: «Безопасное плавание по проливу возможно только в условиях хорошей видимости под проводкой ледокола; проходить по проливу без ледокола, не имея надежной информации о ледовой обстановке, не рекомендуется»…

12 сентября 2002 года

Форт-Росс – селение, покинутое согласно лоции в 1977 году, сегодня состоит из двух домиков на берегу и мачты для подъема флага рядом с ними. Домик побольше похож на все покинутые дома: выбитые окна, ветер, гуляющий по комнатам, шевелящий оборванными обоями и хлопающий дверцами стенных шкафов.

Совсем по-другому выглядит домик поменьше. Над входом красуется надпись: "Hudson's bay company" (Компания Гудзонова залива), ниже день и год основания компании — 2 мая 1670. Окна домика закрыты снаружи фанерными щитами, двери заложены пронумерованными досками, всюду надписи фломастером, объясняющие, как лучше их открыть. Когда все доски сняты, взору открывается белая дверь. Рядом с ручкой надпись, гласящая, что ключ находится у юго-восточного угла домика. Сориентировавшись по сторонам света и подойдя к нужному углу, обнаруживаешь гвоздь, вбитый на высоте глаз, и ключ, висящий на нем. Рядом с домиком находится запас дизельного топлива для отопления и кухни….

На вершинах окрестных холмов сложены гурии из камней. Иногда можно встретить каменного человечка-инуксука. Инуиты ставили их в местах миграций оленей карибу, а также в качестве "дорожных" знаков для путешественников. Сегодняшние инуксуки, подозреваю, поставлены туристами. Мы и сами соорудили двух…

13 сентября 2002 года

…Основное наше занятие — ожидание. Вся жизнь крутится вокруг 14-15 часов, когда приходит время получать новую ледовую карту. … На карте появились симпатичные голубые звездочки: это районы где образуются новые льды. Новость неутешительная. Теперь ситуацию может изменить только сильный ветер, который все переломает, но стоят тихие солнечные дни. Днем впору раздеваться, зато ночью все покрывается толстым пушистым слоем инея. Вокруг яхты образуется молодой ледок. Все это было бы красиво, но в другой ситуации...

17 сентября 2002 года

…Туман начал конденсироваться на палубе, надстройках, рангоуте, такелаже и сразу же стал замерзать. Палуба превратилась в каток, покрытые коркой льда паруса заблестели, и стали держать форму как жесткое крыло. К утру все веревки были в мохнатом инее, а тросы в прозрачных ледяных оболочках. Антенны провисли под тяжестью льда, …

С рассветом пересекли 74-ю параллель. До Северного магнитного полюса, расположенного в районе острова Батерст, подать рукой. Компас, бывший и до этого «вялым» и реагировавший на повороты яхты с большим опозданием, стал показывать совершенную чушь. Зачастую стрелка поворачивалась вместе с яхтой, будто полюс находится где-то на нашем борту, иногда же компас показывал поворот в сторону противоположную от действительного. Объясняется это тем, что горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля в районе полюса в несколько раз слабее, чем в умеренных широтах… (разница между направлениями на географический и магнитный полюсы) достигает 70 градусов и изменяется в течение дня. К тому же во время сильных магнитных бурь амплитуда колебаний магнитной стрелки может достигать 15 градусов и более. Глядя на все это, невольно задаешь себе вопрос: «Как плавали здесь до изобретения, радио, гирокомпасов, GPS и прочего, без чего сегодня в море не выходит ни одно судно?…»

20 сентября 2002 года

…20 сентября «Апостол Андрей» встретил на чистой воде. Был абсолютный штиль, в зеркально-гладкой воде отражались айсберги. Справа по курсу виднелись ледниковые горы Баффиновой земли. Море Баффина приветствовало нас рассветом изумительной красоты...

5 октября 2002 года

…За первую половину следующих суток трижды убирали и ставили паруса и, соответственно, пускали и останавливали дизель. Когда ветер появлялся, то он перебирал все направления кроме попутного. К обеду давление резко пошло вниз и за шесть часов упало на 7 делений. Пошел мокрый снег крупными красивыми хлопьями. Он налипал на парусах, рангоуте и такелаже. Время от времени снег с шумом падал на палубу, образуя небольшие сугробы. Скоро снегопад перешел в нудный осенний дождь, ветер усилился до 15 метров, мы взяли рифы и сменили стаксель…

12 октября 2002 года

…В полночь 12 октября до Рейкьявика оставалось 20 миль. Огни города уже были видны прямо по курсу, на траверзе справа — светились огни Кеблавика. Исландия открылась для нас вчера после обеда видом ледниковой вершины Снайфедльсйекюдль. Половина северной Атлантики позади...

21 октября 2002 года

…Затем, мимо ледника Лангёкютль, проехали к водопаду Гютльфосс (Золотой водопад). Река здесь низвергается в пропасть с 33-метровой высоты. Вновь проехав мимо ледника, попали в долину гейзеров, где довелось наблюдать обратную картину, как один из самых активных гейзеров Исландии Строккюр с интервалом в 5-10 минут выбрасывает фонтан кипятка и пара на десяти метровую высоту…

Лед и пламень соседствуют на этой земле. Одиннадцать процентов площади острова занято ледниками. В Исландии расположен и самый крупный в Европе ледниковый массив Ватнаёкютль.

На обратном пути заглянули в жерло потухшего вулкана. Вообще, на острове около тридцати действующих вулканов. Их извержения, в том числе подводные, приводят к изменению рельефа дна и суши. Так, при извержении подводного вулкана длившегося с 1963 по 1966 годы, образовался вулканический островок Сюртсей высотой 173 метра, увеличивший территорию Исландии на 2,8 кв. км. Сегодня этот остров и прилегающие к нему воды являются заповедными. Но не всегда извержения бывают такими "полезными". На острове Хеймаей, расположенном в нескольких милях северней Сюртсея, в ночь на 23 января 1973 г. на окраине города разверзлась трещина, извергавшая лаву и пепел. 5500 человек пришлось эвакуировать в течение полусуток.

Люди научились жить рядом с беспокойными соседями и даже извлекать из этого пользу. С вулканической деятельностью связано подземное тепло, на больших участках территории страны температура земной поверхности повышена. Сегодня 85 % зданий в Исландии обогревается за счет энергии, полученной из недр Земли. После отопления и горячего водоснабжения теплая вода проходит в трубах проложенных под дорогами и тротуарами, подогревая и высушивая их. Гектары теплиц, в которых выращиваются всевозможные овощи и фрукты вплоть до бананов, тоже используют тепло недр…

Много можно говорить об уникальности этого удивительного уголка Земли. О его геологии — остров расположен на стыке двух литосферных плит, в зоне разлома, чем и объясняется высокая сейсмическая активность района. О растительном и животном мире — здесь гнездятся птицы из четырех различных регионов: полярного и умеренного поясов Европы и Америки. Такого своеобразного смешения не наблюдается в других…

25 октября 2002 года

Покинув Рейкьявик, «Апостол Андрей» обогнули полуостров Рейкьянес и за одноименным мысом лег курсом на Осло, К югу от Исландии расположены острова ВестманнэйярОстрова западных людей Мы могли пройти между ними, но предпочли не испытывать лишний раз судьбу, лавируя между рифами и борясь с приливными течениями. Слегка отклонившись к югу, мы обогнули их снизу, и заодно посмотрели, как выглядит один из самых молодых островов (может самый молодой) на Земле — остров Сюртсей, которому нет еще и двадцати лет. Выглядел он, несмотря на юный возраст, внушительно: две вершины, одна из которых вознеслась на две сотни метров, неприступные обрывистые берега, темного, практически черного цвета, отвесно уходящие в воду… «Апостол» лег на курс 110, ведущий в пролив Скагеррак

Когда позже я приду оформляться, то не понадобится ни паспортов, ни судовой роли. Достаточно будет одной генеральной декларации, подписанной капитаном яхты. Не первый раз «Апостол Андрей» посещает Великобританию, причем в самых ее различных уголках: мы были в Лондоне и на южном побережье Англии, на Фолклендах и на Питкерне, теперь вот Шотландия. Всегда процедура оформления была простой, никогда не вызывал вопросов паспорт моряка. Иногда нужно было заплатить какие-то, вполне разумные деньги. Чаще платить не надо было вообще. Всегда яхту тепло встречали и старались помочь. Воистину морская нация…

30 октября 2002 года

«Апостол Андрей» прибыл в Осло.

Северное море осталось позади, «Апостол Андрей» вошел в пролив Скагеррак, и, обогнув Скандинавский полуостров с юга, повернул к северу на вход в залив Осло-фьорд. Ветер вновь начал меняться и в итоге зашел навстречу. К противному ветру добавилось встречное течение и какое-то абсолютно ненормальное волнение, в результате последние двадцать миль Скагеррака мы лавировали, преодолевая по курсу едва более мили в час. К утру 28-го вошли в Осло-фьорд, волнение умерилось, ветер начал менять направление и мы побежали резвее…

Как по заказу наладилась погода, и мы имели возможность любоваться великолепными панорамами. Берега залива покрыты хвойным лесом, сильно изрезаны и окаймлены многочисленными островами, скалами и банками. Прямо у воды расположены города и поселки, с удобными и благоустроенными гаванями – рай для яхтсменов и прочих водников….

Используются технологии uCoz